Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Kumade5 августа 2020 г.

    Под впечатлением первого заплыва

    Мощный, и по изобразительному мастерству, и по эмоциональному воздействию, роман. При том, что повествование и о прекрасном, и о мерзком в целом ведётся беспристрастно: автор, подобно одному из своих героев, доктору Паскалю, словно естествоиспытатель наблюдает за историей и перипетиями семейства Ругонов-Маккаров. А сколько замечательных находок: одно общение при помощи колодезного перископа чего стоит. Это вам не «Владимир, имевший сношение с Машей через дупло»... Смутно помнится, как ещё в институте что-то говорили о «киношном эффекте» в творчестве Золя, что для середины XIX века было так же непривычно, как бросание героини под поезд. Тогда я так и не удосужился познакомиться с Золя, теперь увидел этот эффект воочию. Расстановка лунного освещения в первой главе, когда то одно, то другое попадает в кадр, образуя чёткий видеоряд. Яркие пятна, проходящие через всю канву чёрно-белого романа (большей частью чёрного): от знамени повстанцев и красного плаща Мьетты — до розового лоскутка в петлице, поминальной свечи, кровавого пятна на башмаке и кровавой луже на древней могильной плите. Всё это впечатляет и приковывает внимание. Отмечу и сам подход художника, когда сперва намечается целостный абрис и постепенно добавляются детали сразу по всему полотну, так что на любой стадии работу можно оценивать как отдельное законченное произведение. Это тем более оправдано, ведь «Карьера Ругонов» — первый из двадцатитомной эпопеи, жанра, который Ромен Роллан определял как «роман-река».

    Много говорить не буду, равно как описывать сюжет и спойлерить — это нужно читать и наслаждаться, пусть даже наслаждение мрачновато. Но как же актуально даже сейчас! Маркс писал, что история вершится дважды: сначала в виде драмы, потом в виде фарса. Золя приводит антитезу: «И фарс, пошлый, вульгарный фарс, превращался в великую историческую драму». Так что не два, а бесконечное число раз повторяется в истории одно и то же: то как драма, то, как фарс, то как оба вместе. Интересно, что спустя сто лет после романа, некий колумбиец написал другой роман, включивший в название эту сотню лет и во многом перекликающийся с «Ругон-Маккарами». Не реку, конечно, время другое, более сремительное, но всё же. А сравнительно недавние события в моём родном городе с традиционной подготовкой революции гениями (хм!), совершением — романтиками и пользованием её плодами — проходимцами? Чем не та же ситуация? И даже не знаешь: драмой или фарсом её считать.

    Короче, Золя читать надо. Рад, что всё-таки наконец добрался до его творчества и совершил пробный заплыв по роману-реке. Надеюсь, водные процедуры на этом не закончатся, чего не хотелось бы от окружающей действительности!

    45
    691