Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время жить и время умирать

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2012 г.

    А на войне нелегкий труд,
    А сам стреляй - а то убьют..

    Никогда бы не стала читать Ремарка, если бы не флэшмоб. Хуже того, я перепутала книги (о горе мне, горе :)). И я совсем не ожидала увидеть в книге вторую мировую, ибо Ремарк у меня стойко ассоциировался с первой. Но, как ни странно, книга затянула меня настолько сильно, что я проглотила ее за два дня. И слава б-гу, что она не толще. Иначе было бы еще целый день больно на сердце.

    Судя по аннотации к книге, советская пропаганда весьма высоко оценила этот роман Ремарка, ибо и в фашистской Германии были "прогрессивно настроенные люди", которые понимали весь ужас происходящего. Думаю, что так оно и было. Хотя именно такие вещи в романе для меня выглядят страшно натянутыми и сильно со стороны (как написаны не очевидцем). Такие мысли, как правило, как тараканы лезут в голову только тогда, когда жизни уже не грозит опасность, а не на передовой. Прогуглила про Ремарка - оказалось, правда. Ремарк в это время был за океаном, в США. И хотя я знаю много свидетельств того, что немецкие солдаты отпускали расстрельных, и уж точно не каждый первый был нацистом до мозга костей, я Ремарку про Гребера (главного героя) в этой части не верю. Хотя, опять-таки, для меня, ценности тех мыслей, которые вложены в голову Греберу, это не уменьшает. Ибо совершенно невозможно до них дойти, глядя с нашей стороны границы.

    Так совпало, что эту книгу я стала читать ровно в тот день, когда я нашла письма моего прадеда с фронта. С начала войны до смерти. Во всех последних письмах значилось: мы все время наступаем. Если так пойдет и дальше, то мы скоро дойдем до нашего родного города. Так говорилось в последнем письме. Думаю, это письмо очень сильно усилило диссоциацию от чтения. Как я могу посмотреть на войну глазами немецкого солдата? Хотя бы на миг? Как на человека, который из сытости попал в несытость, из преследователя - в преследуемого? К которому с горя вдруг полезли в голову разные мысли? Станет ли кому-то из убитых легче от того, что он убивал, терзаемый совестью? Что он в конце концов сделал что-то в согласии с совестью? И, может быть, это всего лишь страх за свою шкуру перед скорой гибелью?

    Я не знаю ответов. Может быть, их и нет. Война и мир живут по разным законам. На войне нет справедливости. На войне есть только свои и чужие. Когда ты воюешь за своих - это нормально. Когда ты воеюешь против чужих - это оправдано. Но когда граница между ними стирается, это уже катастрофа. Хотя не думаю, что это случай Гребера. Все же не могу промолчать, что даже отступающая немецкая армия и разбомленные немецкие города чувствовали себя (судя по книге) куда лучше, чем аналогичные советские. И поэтому я лично жалеть бедных и несчастных немецких солдат не собираюсь. В этой войне вообще нет логики, нет героев. И даже, видимо, не преступников. Хотя так мы бы хотели назвать очень многих. И вот, конечно, мозг ломается окончательно, ломается и душа, ибо одновременно смотреть на это и понимаю и ту, и другую строны, невозможно. Наверное, это и было одним из эффектов, которого добивался Ремарк.

    Ремарк снова не обошелся без пира во время чумы любовных отношений во время войны. Без людей, которые на войне смотрели по ту сторону войны. Очень захватывает, хотя выглядит абсолютно лишенным логики. Хотя, похоже, это второй "коронный номер" Ремарка - кругом война, а у нас - чувства. Обостренные краткостью момента, скорым расставанием, неопределенностью всего вокруг. Из области нереального. Наверное, чтобы понимать и чувствовать такие вещи, их надо пережить. А это - не дай Б-г. Лучше уж видеть только в книгах.

    Собственно, первые впечатления такие. Может быть, когда они улягуться, я поменяю свой взгляд и на эту книгу. Но это, как говориться, будет уже совсем другая история.

    85
    756