Рецензия на книгу
Метро 2033: Питер
Шимун Врочек
Аноним10 апреля 2012 г.Знаете, пожалуй, это удивительная книга. Она начала удивлять меня с самого начала, когда я только открыла файл и принялась читать.
Наверное, стоит оговориться, что к "Вселенной Метро 2033" у меня отношение специфическое. "Метро 2033" мне когда-то понравилось, но потом я почитала другие книги из жанра постапокалиптики и поняла, что она в некоторых моментах откровенно слабенькая, а уж звания "культовой" я не понимала никогда. "Метро 2034" разочаровало сразу; а потом еще были "Темные туннели" Сергея Антонова, купленные случайно за сто рублей из жадности и пока что являющиеся худшей книгой, прочитанной в этом году.
Так вот, "Питер" должен был стать для меня доказательством того, что серия состоит из унылых фанфиков с крутыми справедливыми мужиками с непонятной мотивацией, которых обижают плохие мужики, и все они бегают по тоннелям метро, встречают неведомую фигню, но хорошие побеждают, конечно же, как же еще... и вся эта радость написана деревянным языком с потугами на интеллектуальность и наполнена жутко философскими измышлениями героев. В общем, я думала, что это будет вторая и последняя прочитанная книга серии.
Но она меня приятно удивила. Я начала ее читать и поняла, что книга написана хорошим образным языком (я сейчас могу и ошибаться, но у Глуховского такой образности что-то не припомню). Она будто лежит под слоем тумана — мокрая и в солярке измазанная. К стилю повествования у меня придирок нет. Все появляется, только когда это требуется, будь то матерные слова, атмосферные описания местности или ненавязчивые описания людей. К основному сюжету, мотивации персонажей да и вообще основным моментам книги у меня претензий нет. Но иногда все же во мне просыпался зануда и начинал бурчать: «А как же эти доски выдерживают столько людей? И почему они не гниют, если постоянно находятся в контакте с водой? А откуда они берут новые доски? А как не погибли эти кастраты? Что-то я не понял, как работает этот фонарь!..» Но мелкие сомнения подминали под себя дальнейшие события.
И все-таки окончание, мне кажется, вышло несколько скомканным, смазанным на фоне остального действия книги. Начало и середина были каким-то неторопливыми, последовательными. В конце же начались скачки во времени: вот Иван уже пришел на Василеостровскую, но вот несколькими днями ранее… а потом опять про станцию — и опять скачок назад. От этого окончание вышло слегка нервным, но рваным (на мой взгляд, неоправданно). Возникло ощущение, что автору надо было вписать многое, но он торопился. Это как-то сбило меня с толку, но все равно книга оставила достаточно приятные впечатления. Я такого не ожидала, признаю.6104