Рецензия на книгу
Град обреченный
Аркадий и Борис Стругацкие
AleksejSibirtsev4 августа 2020 г.Роман “Град обреченный” братьев Стругацких
Я уже довольно давно прочитал данное произведения, и впечатления, а также некоторые тонкости уже могли размыться в моей памяти. Но, тем не менее, я верен своему слову, и потому выкатываю те свои ощущения, что еще остались после ознакомления с данным творением.
В двух словах: ни фига не понял, но очень интересно.
Ладно, шутка, не понял я до конца только концовку, чисто последнюю страницу. Ну и какие-то отдельные элементы ранее. Посему, я не претендую на то, чтобы анализировать данное произведение, проводить детальных разбор отдельных сцен. Тем более, что в Граде чувствуется определенные философские идеи, вероятнее всего, позаимствованные из немецкой школы, а я пока не очень компетентен в данной области.
В основном я буду писать о том, как мне запомнились персонажи. И тут, надо сказать, есть, что упомянуть. Если что, спойлеров много, хотя и смыслов в книге столько, что все равно все не упомянуть. Но все равно, читайте на свой страх и риск.
Главные персонажи
Главным героем романа является Андрей Воронин. Он, как и все остальные персонажи, является “подопытным кроликом” в неком Эксперименте. В чем суть этого Эксперимента – никто точно и не знает, все в конечном итоге просто пытаются жить так, как могут, приспосабливаясь к любым возможным изменениям, будь то нашествие павианов или отключения солнца. На примере Андрея, выходца из Советского Союза, ярого приверженца идей коммунизма, мы видим, как меняются взгляды человека в подобной обстановке. Вся книга разделена на отдельные этапы развития личности Андрея. В Мусорщике он верен тем идеалам, с которыми попал в Город.– А какое еще дело они могут делать? – удивился он. – Есть только одно дело на Земле, которым стоит заниматься, – построение коммунизма! Это и есть дело Сталина.
– Двойка тебе по «Основам», – отозвался Изя. – Дело Сталина – это построение коммунизма в одной отдельно взятой стране, последовательная борьба с империализмом и расширение социалистического лагеря до пределов всего мира. Что-то я не вижу, как ты можешь эти задачи осуществить здесь…
…– Ты догматик! – гаркнул он. – Талмудист и начетчик! И вообще метафизик. Ничего, кроме формы, ты не видишь. Мало ли какую форму принимает Эксперимент! А содержание у него может быть только одно, и конечный результат только один: установление диктатуры пролетариата в союзе с трудящимися фермерами…
– И с трудовой интеллигенцией! – вставил Изя.
– С какой там еще интеллигенцией… Тоже мне говна-пирога – интеллигенция!..
К слову об Изе. Это тоже очень важный персонаж данного романа, я бы даже сказал – самый важный. Именно он сопровождает Андрея на протяжении каждого этапа. Но о нем позднее.
А пока вернемся к Андрею, который начинает немного меняться при исполнении обязанностей Следователя. Несмотря на довольно агрессивные высказывания, Андрей – довольно гуманный человек, что видно в сцене допроса Копчика. Однако затем он попадает в Красное Здание, и то, что происходит с ним там, имеет очень мощную смысловую составляющую. Он играет в шахматную партию с неким существом, которого сам Андрей представляет в образе Сталина. Впрочем, с учетом того, как описывается гениальный стратег, очевидно, что он может принять облик любого, будь то Сталин, Гитлер, Иисус, кто бы то ни было. Важна не личина стратега, а игра. Которая, судя по всему, символизирует извечную борьбу живых людей с неизбежным – со смертью. В какой-то момент Андрей осознает, насколько высоки ставки в игре. В этот момент он навсегда прекращает быть тем, кем был в начале романа. Подтверждением этого служит сцена допроса Изи Кацмана, его друга, к которому Андрей не проявляет сочувствия. Потом он будет об этом жалеть.
В роли Редактора Андрей становится более активным – он не только говорит и просит кого-то что-то сделать. Мы видим, как он сам принимает решения. Они необязательно правильные. Однако именно благодаря тому, кем он уже стал, он переживает Поворот, захват власти, устроенный его знакомым, бывшим фашистом Фридрихом Гейгером. Мне кажется, что мусорщик-Андрей не смог бы уцелеть в той заварухе. Даже редактору пришлось туго.
Став Советником, Андрей фактически превращается в того, кого когда-то бы презирал все душой – членом олигархии. У него хорошее жилье, жена, коллекция оружия, ковры, высокий чин, он, по большому счету, ни в чем не нуждается. Но Андрей очевидно несчастлив. Он мог оставаться, подобно своему старому другу Вану в самых низах и быть по-своему счастливым, но он собственными руками разрушил это. Кто-то из его старых друзей погиб, кто-то стал реже общаться с ним из-за классовых различий. И хотя дом Андрея все еще полон гостей, эти люди не так интересны его хозяину. Наверно именно эта тоска и толкает его, в итоге в экспедицию за пределами Города, ведущую к пятому жизненному этапу Андрея.
В этой экспедиции происходит окончательный перелом личности персонажа. Лишившись своего материального богатства, Андрей обнаруживает, что и духовного в нем также практически не осталось. Именно здесь подмечается, что в их Городе не было ни одной творческой натуры, одни исполнители, которые, добившись высоты, тем не менее сталкивались с кризисом.
Что-то со мной сделалось за последние годы, подумал он. Что-то я утратил… Цель я утратил, вот что. Каких-нибудь пять лет назад я точно знал, зачем нужны те или иные мои действия. А теперь вот – не знаю. Знаю, что Хнойпека следует поставить к стенке. А зачем это – непонятно. То есть понятно, что тогда мне станет гораздо легче работать, но зачем это нужно – чтобы мне было легче работать? Это ведь только мне одному и нужно. Для себя. Сколько лет я уже живу для себя… Это, наверное, правильно: за меня для меня никто жить не станет, самому приходится позаботиться. Но ведь скучно это, тоскливо, сил нет… И выбора нет, подумал он. Вот что я понял. Ничего человек не может и не умеет. Одно он может и умеет – жить для себя. Он даже зубами скрипнул от безнадежной ясности и определенности этой мысли.Поэтому, как мне кажется, Андрей продолжает гнать экспедицию дальше, несмотря ни на что – ему нужна цель, даже если в ней отсутствует конкретика и смысл. После же катастрофы, уничтожившей его экспедицию, когда он остался один с Изей, он лишается всего. Он более не является приверженцом какой-то конкретной идеологии, вроде коммунизма. Он теперь свободен от любого стороннего влияния, способный к критике существующего, но не способный к созиданию. Так что он может только идти за своим другом, даже если бы и было лучше остаться в Хрустальном Дворце, где бы он снова смог бы купаться в роскоши. От Андрея уже почти ничего не осталось. Он не верит в идеологию Изи, хотя и помогает ему в его паломничестве. В итоге он сталкивается с кем-то, напоминающим ему самого себя. Но он не открывается незнакомцу, он способен только защищать свою жизнь – единственное, по сути, что у него осталось.
А вот Изя все знал… Точнее говоря, складывается такое ощущение, что этот еврей с самого начала книги был уже на той стадии, до которой Андрей так не сумел дойти. Он лениво дразнит мусорщика, скрывает от следователя некую тайну, подсказывает, как себя вести редактору, подталкивает к шагу в пропасть советника и полностью уничтожает Андрея в пятой части. В шестой же части я не понял, хотел ли Изя обратить Андрея в свою веру, или же он пытался просто научить его, как жить, имея лишь свободу без твердой идеологической опоры. Или же ему было вообще плевать, пошел бы его друг с ним или нет…
Подытожим
Да, вот такой вот получился поток мысли, я осознанно ничего не стал редактировать. Оставлю это полотно, полное орфографических, речевых и пунктуационных ошибок, зато избегу искушения что-нибудь добавить или убрать. В общем, данное произведение однозначно необходимо перечитать, лет эдак через семь, когда мои собственные взгляды как-то изменятся. Уверен, и данный роман предстанет в новом свете. Пока что я себя чувствую немного неопытным в чтении и восприятии подобных тяжеловесных опусов.Содержит спойлеры0166