Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Немного солнца в холодной воде (аудиокнига MP3)

Франсуаза Саган

  • Аватар пользователя
    Scout_Alice3 августа 2020 г.

    Перечитав «Сигнал к капитуляции», я кардинально поменяла свое отношение к этой книге, поставив ее в один ряд с любимыми произведениями Саган. В рамках собственного долгосрочного марафона по перечитыванию Саган, без всяких опасений взялась за роман с поэтичным заглавием «Немного солнца в холодной воде» (название это, к слову, не несет никакого смысла, по признанию самой Саган, просто она всегда очень трепетно относилась к поэзии Элюара). И здесь меня ждала ситуация, обратная «Сигналу» - полное и неожиданное разочарование.

    Сюжет прост и практически полностью изложен в аннотации: страдающий от депрессии журналист бежит из Парижа в провинцию, где встречает очаровательную замужнюю Натали. Их с головой накрывает страсть – любовь? – ради которой Натали отказывается от благополучной жизни и следует за избранником в Париж, однако довольно скоро становится ему в тягость и их любовная история заканчивается трагически.

    Мне нравится параллельно с романами Саган читать ее эссе Страницы моей жизни , в котором писательница рассказывает о том, как последовательно перечитывает свои книги, делится воспоминаниями о них и свежими впечатлениями от текста. До этой книги наши ощущения удивительно совпадали, но не в этот раз. Саган нашла эту книгу одной из самых увлекательных среди своих творений. Она не видит здесь неточностей, притянутости – все очень достоверно и соответствует замыслу. В плане точности не могу поспорить. В отличие от тех, кто критикует Саган за бесконечные живописания жизни золотой молодежи, богемы, интеллектуалов, порхающих по жизни и мучимых единственно внутренними конфликтами с самими собой, я люблю ее именно за это. Она писала о своей среде, о знакомых проблемах и не пыталась создавать романы о суровых буднях шахтеров в духе соцреализма, потому что ей это было незнакомо и неинтересно. Неточность здесь я нахожу в одном – в характере Натали. «Перехлесты страсти», которые так увлекли автора, подтолкнули Натали в сближению с героем и к уходу со сцены, но это не очень вписывается в остальное ее поведение. Натали как стена, монумент, воплощение спокойствия и достоинства. Она словно более молодая версия Анны из «Здравствуй, грусть» - и такая нелепость в конце…

    Еще, мне кажется, здесь Саган подвел ее прекрасный литературный стиль. На мой взгляд, она всегда писала восхитительно, о чем бы ни шла речь, остроумие и обаяние стиля – ее визитная карточка. Лет с 14, когда я впервые прочитала этот роман, мне врезалась в память фраза: «Что касается Натали Сильвенер, то она в первого взгляда полюбила его». Но то, что тогда показалось мне захватывающим, теперь выглядит напыщенно и вызывает чувство неловкости.

    Может, не стоило перечитывать эту книгу и сохранить о ней теплые воспоминания? Но как минимум одно здесь очень хорошо – первые главы. Автор тоже считала, что этого у романа не отнять – это умное и достоверное описание депрессии, со свойственным ей отвращением к себе и ко всему вокруг, доходящим до физического отторжения. Написано очень тонко и грустно, без повторов и растягиваний, лаконично и емко – в общем, так, как она умела.

    30
    1,3K