Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мертвые души

Н. В. Гоголь

  • Аватар пользователя
    silver_autumn9 апреля 2012 г.

    Я люблю классику, честно признаться. И мировую, и украинскую, и русскую. Знатоком меня, правда, назвать нельзя, но всё же. Но я долго не могла заставить себя оценивать классические произведения - в самом деле, если это класика, значит, по умолчанию книга замечательна. А потом в один прекрасный момент подумала - а почему, собственно говоря? Каждая книга имеет свои недостатки, и каждая книга может не понравиться.

    Вот приблизительно такая же ситуация получилась у меня и с "Мёртвыми душами". С одной стороны - книга замечательная. А с другой стороны - несколько моментов резанули так, что поставить с чистой совестью "понравилось" я просто не могу.

    Сначала, конечно, о хорошем. "Мёртвые души" называют энциклопедией жизни русского народа абсолютно заслуженно. Собственно говоря, вся книга состоит из деталек - маленьких, незаметных на первый взгляд, которые составляют цельную картину. Именно в них заключена вся прелесть, и Гоголь на них не скупится.

    Второй безусвловный плюс - это характеры, характеры всех персонажей, от самого Чичикова до Плюшкина, Ноздрёва и Собакевича, даже до тех, кто мелькнул всего-то на пару страниц. Каждый у Гоголя - цельный выписанный персонаж и каждый остаётся в памяти - кто фраком, брусничным в искру, кто запылившейся настойкой, кто партией в вист, а кто мягко взбитыим перинами.

    Но "Мёртвые души" страдают недостатком действия, причём страдают отчаянно, а при таком объёме произведения это едва ли не губительно. Конечно, следует учитывать то, что "Души" - это своеобразный пролог к будущим событиям, но в наличие мы этого "будущего", к сожалению (а для кого-то и к счастью), не имеем, так что приходится исходить из того, что есть.

    Ещё меня коробил язык. У Гоголя он откровенно богатый и выразительный, но обилие устаревших языковых форм, которые теперь считаются грубыми ошибками, просто бросались мне в глаза и элементарно мешали получать удовольствие. Это откровенная вкусовщина, даже не так - это мои слабые места, эти языковые формы, я на них бросаюсь, как бык с красной тряпкой. Конечно, это составляет неотъемлемую часть языка того времени, но я с собой ничего не могу поделать.

    Я до сих пор стараюсь оправдаться каждый раз, когда высказываю не самое лестное мнение о классике, хотя это, наверное, школьный пережиток. Три звезды - это не школьная тройка, но плюсы и минусы "Мёртвых душ" для меня уравновесились, и в итоге получилось "нейтрально".

    11
    48