Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последний свидетель

Саймон Толкин

  • Аватар пользователя
    winpoo3 августа 2020 г.

    «Ах, как это мило, очень хорошо…»

    Когда я взяла в руки эту книгу, мне просто было интересно, что же способен написать внук знаменитого Дж. Толкиена, потрясшего умы и чувства миллионов читателей - адептов «Хоббита» и «Властелина колец», тем более, что раньше я и не знала, что есть такой писатель. Было любопытно узнать, это яблоко далеко укатилось от генеалогической яблони или не очень? И хотя я мысленно готовилась к некоторому разочарованию, оно меня не постигло, все оказалось не просто хорошо, а даже очень хорошо, и книга мне понравилась.

    Конечно, некоторых разочарований все равно избежать не удалось, но не в них дело. Мне понравился сюжет и герои, мне понравился темп повествования и то читательское напряжение, которое сопровождало чтение до самого конца, когда счет пошел буквально на минуты, олицетворяя метафору «ждать и догонять». Мне понравилось мое собственное внутреннее маятниковое качание, когда я никак не могла определить, кто же из двух главных персонажей лжет, Томас или Грета, и мои сомнения и симпатия переходили то на одну, то на другую сторону. В финале я уже разуверилась, что найдется способ поймать лжеца, и все решится в пользу другой стороны, чем та, на которую я ставила, но автор выдержал интригу до самого конца! Написано по-старинному, почти классически, несмотря на то, что все происходит в наши дни, и это мне тоже импонировало. Я проглотила «Последнего свидетеля» в буквальном смысле слова за день, потому что никак не могла оторваться, пока не узнаю, чем же кончится это дело-состязание. Наверное, автору очень помогал его адвокатский опыт, потому что сцены из зала суда оказались не менее напряженными и увлекательными, чем другие эпизоды. Давно не получала такого удовольствия от детектива!

    И все же о недостатках. Во-первых, несмотря на то, что читалось легко и приятно, книга оставила какое-то детско-янгэдалтовское впечатление, и мне несколько мешала эта простоватая стилистика. Во-вторых, «кинематографическая наглядность» текста, которая, в принципе, мне кажется хорошим дополнением к тексту, здесь ощущалась в избытке: «картинки» быстро сменяли друг друга, и мне все время казалось, что автор куда-то торопится, а потому несколько «выпрямляет» текст, лишая его желанных психологических подробностей, которые сделали бы его глубже и притягательней. Вроде бы, сам сюжет это позволял, хотя, с другой стороны, как раз недомолвки и отсутствие подробностей и сделали возможным внутреннее состязание версии Томаса и версии Греты. В-третьих, меня время от времени преследовало ощущение некоторой «ванильности» текста. Впрочем, все эти субъективные мимолетности нисколько не помешали мне приятно провести вчерашний дождливый день с этим психологическим детективом.

    29
    343