Рецензия на книгу
The Relic Master
Christopher Buckley
Аноним1 августа 2020 г.Подлинная история поддельной плащаницы
«Собиратель реликвий» поначалу выглядит привлекательнее «Охотника за судьями». Тонкости бизнеса в мире духовном, денежный курс мощей и реликвий – тема более благодатная и менее освоенная, чем «Америка – страна фанатиков и святош». Но едва только начинаешь вникать в прелести священного дураковаляния и знакомиться с оборотом рынка священных предметов, как книга резко меняет курс. Словно другую пластинку завели.
И добро бы мы переключились на освоение знаний о необъятных просторах христианского фальсификата, но нет, нас возвращают к старой и уже совсем недоброй истории одного путешествия, в котором герои духовно растут над собой, обретают дружбу, братство и …, это самый унылый пункт программы, любовь.
Наличие подделок выдает ценность оригинала. Их распространение способствует девальвации веры в мощь материальных артефактов. Что ж, и то, и другое в романе отражено. Но захлопнув книгу под влиянием прочитанного, тоже начинаешь подумывать: а вот это вот, что было – оригинал или имитация. Вопрос не праздный. Впрочем, Бакли выпекает романы, как AC/DC песни – вроде разные, а все на один лад, а потому не поймешь – где халтура, а где стиль.
Зачем было так интересно начавшуюся книгу превращать в рассказ об очередном плутовстве с экскурсией по городам и весям, выползающей из Средневековья в Новое время Европы, объяснить невозможно. Ну, разве что так проще.
Вновь перед нами попсовый культурно-исторический пейзаж. Герои занимаются плащаницами, а в это время бум колонизации Нового света, и где-то плывет Магеллан (я кстати, сомневаюсь, что в Европе за ним следили как за челюскинцами и папанинцами когда-то – не было ни радио, ни партии), под боком бунтует Лютер.
И опять среди главных героев историческая личность (аналог Пипса и Ханка из предыдущей книги в одном лице) – Альбрехт Дюрер.
Но идиотов здесь нет. Вместо них идеалисты.
Этот роман, как и предыдущий, демонстрирует, что простой рассказ о чем-либо, равно как и попытка строить содержание отталкиваясь от чисто негативного утверждения «все жулики и мошенники» мало чего достигает на практике. Кавер-юмор околоягодичных сфер, молочных желез и раблезианского желудка, с солдафонским отливом, цепляет мало. До оригинального продукта той эпохи не дотянешься, а копия… ну все-таки Бакли не Дюрер в области юмористики.
Появление дамы в данных обстоятельствах, выглядит как уступка традиции. Да и странно это когда осмеивается все кроме отношений героя и героини. Почему бы и здесь не быть похабщине, что мешает?
Бакли, возможно, учит читателя, что есть некие высшие, чистые сферы – любовь, искусство, вера. Однако сам зарабатывает на других сюжетах. Как Дисмас не способен далеко уехать в плане обогащения на подлинных реликвиях, так и писатель воспеванием праведности многого не обретет. Поэтому нас ждет круговерть жульничества вокруг особо священного предмета, а не трогательная повесть о любви во Христе. Конечно, можно поверить в то, что даже сомнительная реликвия имеет на себе отсвет благодати. Но читаем-то мы все же другую историю, хотя Бакли изо всех сил намекает, что перед нами история спасения реинкарнации благоразумного разбойника.
Юмор, он от большого ума. Если ум испаряется, то смех оборачивается ритуальным шуткованием, хохмами за плату. Бакли своими романами доказывает, что он перешел в разряд хохмачей профессиональных, то есть с выдохщейся меткостью и импровизационным началом. Нетребовательный читатель этого не заметит. Но мы же не такие.
В декоративно-исторических романах, наподобие испеченных Бакли, мелькает уже привычная нам ложь: люди во все времена одинаковы. Это так и не так одновременно. Плутовство, лень, лживость – перманентные качества. Абстрактно. Но конкретно-исторически вовсе нет. Собственно поэтому оба романа Бакли – водевиль чистой воды, пустой низкий жанр, хотя бы и ладно выполненный. Я вижу перед собой людей из офиса или телесериального хохмо-госпиталя, а не ландскнехтов.
Да, с предложениями в книге все в порядке и романы Бакли вполне себе читабельны. Но хождения за одно море или путешествие по дорогам в духе «когда Гарри встретил Салли» как-то недостаточно для того, чтоб быть вполне довольным. Тебя не траванули книжным конфискатом, но и удовольствие ты получил от прочтения сомнительное.
Может быть, в сравнении с остальными книгами, корявыми и унылыми, все неплохо, и написанного Бакли достаточно для неплохого времяпрепровождения. Но хочется, чтобы книга, даже юмористическая, дала что-то большее, чем убитое на нее время.
171,2K