Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как творить историю

Стивен Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2012 г.

    Бывают книги на любителя и посвященные узкому кругу людей, думала я, откладывая "Лжеца" от того, что дочитать я так и не смогла. Но бывают и для всех тех, кому всегда было любопытно, а что же будет, если этого не случится. Признайтесь, что хоть раз в жизни представляли, что было бы, если бы того или иного не случилось. В масштабе мира? Пожалуйста, первая мысль - давайте убьем Гитлера.
    Возможно, вам придется пережить долгое вступление и введение в курс дела, но это вступление особенно придется по вкусу тем, кто обожает различного толка истории, которые иногда переполняют всю книгу. Перед нами предстает забавный паренек Майкл, достаточно горячий в своих суждениях, достаточно решительный, достаточно сообразительный, необычный историк,обожающий историю в деталях, ведь детали делают из общего личное. Может быть, ему не хватает правильности суждений, иногда времени подумать, но познакомившись с ним, не остается главного вопроса - как такая идея вообще могла прийти к кому-то в голову, но кое-чего ему все же не хватает. Ему не хватает любви, и о ней мы еще вспомним и узнаем. В самом конце. Ведь, в конце концов, на подобные поступки так или иначе его толкает именно стремление отчасти изменить то, что упорно течет изо дня в день - не он ли рассуждал о том, как прекрасна безоблачная жизнь члена самого колледжа, и в то же время не хотел ее? Одна из самых потрясающих черт героя была изображена с невероятной элегантностью - выражена в его работе и в том, как он доказывал его право на существование. Еще в самом начале мы узнаем, что Майкл, обладая невероятным количеством знаний, смотрит на них совсем по-другому. Кажется, это ли не ответ на вопрос - творить историю может тот, кто не видит сухих фактов прошлого, а подстраивает красивыми оборотами под понимание в настоящем?
    Тем временем почти с самого начала эти фрагменты из его диссертации - впервые среди многих книг меня полностью устраивало подобное изложение, хотя как правило разбивка текста отвлекает читателя и путает его - представляли невероятный интерес именно тем, насколько они были живы, насколько незаметно подпихивали те факты из юности Гитлера, которых лично я не знала. Я ждала этих фрагментов с живым интересом - читать украшенные оборотами факты было удивительно, а если бы такой профессор спросил:


    — Необычны? — Он взял одну из страниц и прочитал вслух: — «Парящая в великой выси, всесильная, всевидящая, всепобеждающая орлица с пронзительными глазами, с могучими крыльями, с когтями, с которых капает свиная кровь!» И вы утверждаете, что не впрыскиваете себе в вены гашиш? «Новая колоссальная схватка спирально вознесла ее превыше самой высокой горы. Вся Европа лежала под ней, без таможенных постов, без рубежей и границ. Звери рыскали там на приволье». Вы провели исследования столь обширные, что и в самом деле отыскали сведения о мельчайших подробностях родов этой Пёльцль и даже о видениях, которые ее при них посещали?


    Можно было бы с легкостью ответить - а почему бы нет? Это было одно из первых, что я поняла в этой книге - неважно, как представить факты, каждый все равно будет воспринимать их по-своему, с птицами, мечтами и облаками, даже если в тот день был дождь.
    Эта история, рассказанная с юмором.


    — Ты голубой?
    — О господи, на сей раз у него точно крыша съехала.
    — Заткнись, Джейми. Да, Пиппи, голубой, как небо, спасибо, что спросил.


    История о юном фантазере и старом мечтателе, которые, раз встретившись, убедили друг друга, что все возможно. Рано или поздно, при всем техническом прогрессе, перед людьми встанет вопрос - стоит ли возвращаться, чтобы что-то изменить. Это придет обязательно, и людям придется решить, сравнимы ли они с богами... Ну, или, как представил Фрай, есть ли в этом смысл для самих людей, оставим Бога в покое, в самом-то деле.


    Бог вовсе не Сочинитель Вселенной, он сценарист вашего биографического фильма.


    Но если так, почему в мире не может существовать тысяч вариантов сценариев, и каждый из них зачеркивается так же, как измененная Майклом Вселенная?
    Одной из самых главных особенностей этой невероятной истории я бы посчитала цикличность, к которой читатель постепенно приходит сам. Ему даже не хочется отвлекаться и думать, предсказывать - строчка за строчкой он идет за Майклом, узнает что-то вместе с ним и неосознанно соотносит один конец истории с другой, пока у него не получается абсолютно полная история. Пока он не поймет, что все можно вернуть, что, изменив жизнь одного человека, нельзя изменить потребность мира в нем. По сути, Фрай дал нам понять, что это абсолютно то же самое, как если бы мы убрали Маркса и ждали, что коммунистов никогда не будет. Великие люди велики только лишь потому, что понимают необходимости прогресса прежде, чем это сделают другие, но никто никогда не отрицал, что на те же поступки не способны другие в свое время. Он позволяет читателям самим подумать, в какой-то мере, я даже не ощущала, к чему меня подталкивает, пока в самом конце одна история не перетекла в другую, и я способна была лишь сидеть с открытым ртом - потому что я поняла.
    Фрай не отвечает на вопрос, было бы лучше, если бы не было Гитлера. Он с удивительной точностью раскладывает ворох знаний, случайностей и случаев по порядку, уделяя внимание тому, что измененный мир мог быть совсем другим, если бы Майкл и Лео избрали другой способ уничтожить фюрера. Это не глобальная проблема или ее решение - это лишь пособие, как один отдельно взятый человек смог бы изменить историю и сотворить ее заново, ведь разрушить ее может каждый, а вот восстановить - лишь тот, кто поймет, что было правильнее и естественнее. В этой истории не будет ничего сверх того, что Майкл должен будет узнать для предстоящей миссии, она затянет исключительно поступками и решениями, приключениями, если угодно, но то чувство, которое испытываешь под самый конец - изумление, восторг, чувство собственного присутствия и участия в разборе правильности мыслей и идей, пополнение собственных знаний и удивительное - неожиданное - осознание того, что Рудольф был гораздо хуже Гитлера. Он был умнее. И неважно, что его на самом деле не существовало. Главный вопрос каждой истории - а почему бы такому не существовать?
    Кроме того, он рассказывает множество занимательных историй, постоянно подогревая интерес.
    Остается лишь отметить то нежелание дочитывать, потому что это одна из самых интересных книг, которая мне только попадалась.
    Я бы сказала - читать, читать и еще раз читать, потому что сила мысли, сила фантазии Стивена Фрая здесь проявилась, наверное, во всей своей силе, и мало кому из авторов приходилось писать настолько логичные и настолько детальные вещи.

    12
    28