Рецензия на книгу
Don't sleep, there are snakes
Daniel Everett
Аноним31 июля 2020 г.Живи как пираха
Книга «Не спи — кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей» относится к научно-популярному жанру, но читается как увлекательный приключенческий роман, а не как скучная, наполненная узко специализированными размышлениями книга. Есть в ней, конечно, и лингвистические рассуждения, не очень понятные в случае, если вы не знакомы с теорией Ноама Хомского (а я была с ней знакома очень поверхностно), ну есть и есть. В конце концов всегда можно пропустить то, что тебя не интересует. Забавно, впрочем, проанализировать эти рассуждения с точки зрения того, какие эмоции проявляет один ученый в отношении другого, конкурента за господствующее положение в науке, все эти шпильки в сторону тех, кто придерживается и защищает другую теоретическую позицию, сарказм и злорадство – как же всё это увлекательно и забавно. Мне кажется, что человек, впервые столкнувшийся с научными проблемами, описанными в книге, не сможет самостоятельно определиться с тем, чья теоретическая позиция ему ближе и кто прав в этом заочном лингвистическом споре, представленном самим Эвереттом, но редакторское послесловие, содержащее в себе несколько статей, связанных с исследованиями Эверетта, особенностями, обнаруженными в языке пираха и т.д., может многое разъяснить, как разъяснило оно мне.
Итак, пираха. Пираха – небольшое племя, живущее в джунглях Амазонки, к которым периодически приезжают миссионеры, пытающиеся обратить их в христианскую веру и перевести Библию на язык пираха. Все миссионеры до Эверетта, вероятно, в первую очередь, ставили себе цели просвещения и вовлечения в религию, в то время как в Эверетте оказалось больше исследовательского духа, амбиций, чем религиозного. Его заявление в самом начале книги о том, что жизнь в племени сделала его атеистом, кажется мне сомнительным и вызывает вопросы относительно крепости веры его. Если образ жизни пираха кому-то нравится и кажется более рациональным, чем образ жизни религиозного или просто верующего человека, то, наверное, этот кто-то по складу ума, по личностным особенностям и не может быть истинно верующим, религиозным человеком. Говорю это как агностик. Была ли действительно глубока его вера, или она просто для него ресурсом (автор пришел к вере во взрослом возрасте и сложном психологическом состоянии и благодаря этому изменил свою жизнь к лучшему), необходимостью с учетом обстоятельств (жена-миссионерка, религиозные организацию финансово поддерживают и дают возможность получить образование, поехать в джунгли и т.д.) была? Чем-то временным, что можно отбросить при изменении жизненной ситуации, нахождении новых целей (в данном случае исследование, жизнь с пираха), своеобразным переходным этапом. Никакого хейта к автору по поводу его превращения в атеиста, забавно, что он, наверное, единственный в мире человек, который стал атеистом из-за пираха.
Не очень понятна мне природа восхищения Эверетта образом жизни и культурой пираха. Это радость от того, что существует такая уникальная культура? Воодушевление исследователя, чье открытие может кардинально поменять ход научных исследований и мыслей? В процессе чтения складывается ощущение, что автор искренне считает культуру пираха во многих аспектах более подходящей для себя. В таком случае логично было бы переехать жить к пираха навсегда. Пусть мои слова звучат наивно, пусть это максимализм, пусть. Но разве не лицемерие это – рассказывать, как чудесна культура пираха, как она рациональна и прагматична, как здорово у них устроена жизнь и быт, как они счастливы, и возвращаться при этом всегда в США, а живя с пираха пользоваться такими благами цивилизации, как, например, лекарства и радиоприемник? Эверетт рассказывает и о существующих в племени проблемах, случающихся неприятных ситуациях, когда пираха совершают поступки, которые в нашем мире посчитали бы преступлением (и законодательно, и с точки зрения морали), но при этом каждый раз старается оправдать случившееся, объяснить рациональность происходящего с точки зрения пираха, что у меня вызывает только реакцию: «Серьёзно, мистер Эверетт?». Нет, ну действительно, очевидно, что автор испытывает к пириха симпатию, даже гордится ими, и вы можете спросить: «Почему нет?». Вот тут у меня нет пока сформулированного ответа, а есть, скорее, ощущение. Мне кажется, что исследователь должен оставаться максимально, насколько это возможно, объективным. Он имеет право на симпатию, и, конечно, он может (а, возможно, даже должен) исходить из культуры изучаемых субьектов при описании и оценки их действий, но симпатия не должна влиять на его исследование, на выводы, которые он делает. Насколько он действительно понял логику культуры пираха? Сколько в этом реальности, а сколько допридуманного или искаженного? Непонятно. Но в этом, собственно, сложность любого исследования, объектом которого являются люди. Никогда нельзя исключать эффект исследователя, его влияние на людей, которых он изучает, и их влияние на него. В этой же ситуации Эверетт чуть ли не единственный исследователь, владеющий языком пираха и способный изучать их культуру, что делает сложнорешаемым вопрос проверки и подтверждения его исследований.
В целом книга очень интересная, расширяет границы представления о мире, культурах, людях, о том, как можно жить, какие есть жизненные пути и выборы. А ещё я поняла, что чисто теоретически бразильские орехи, которые я ем, могут быть собраны кем-то из пираха. Ешьте бразильские орехи, они вкусные и очень полезные!8659