Рецензия на книгу
Маковое море
Амитав Гош
Аноним31 июля 2020 г.Будни задворок империи
Постколониальная рефлексия (или потуги на неё) в современном мире - почти гарантия на попадание в шорт-лист Букера (как известно, премии для пишущих на английском языке). Мы, воттакие бедные-нищасные, подрастеряли свою идентичность и свои природные богатства, и до сих пор находимся в дерьме из-за того, как с нами обошлись 200 лет назад. Разумеется, этот подход местами оправдан (иначе бывшие метрополии не винились публично бы везде, где могут, и не пытались эту вину различными способами загладить), и с точки зрения неомарксизма и сегодня европейские державы для бывших колоний выглядят как-то так:
Такой подход разделяет в своей трилогии и Амитав Гош, красочным языком описывающий будни опиумного конфликта между Британией и империей Цин - гораздо более живо и понятно, чем в учебниках по истории. Как опиум от макового цвета в наделе бедной крестьянки попадает в виде белого порошка в карман халата китайского вельможи, кто вовлечён в этот процесс, и как оказывается обманута целая нация - это удивительная, волшебная история с «восточным» привкусом и паршивым послевкусием. Опиум рушит семьи, оставляет в нищете знатнейшие индийские семейства, невзирая на чины и даже расовую систему, заставляет всех преклониться перед колонизаторами:
Маковое море - история потерь. Кто-то теряет богатое поместье, кто-то - семью, родину, веру… себя. Но это и история об авантюризме, когда - наконец-то за целые столетия - можно выбиться, благодаря предприимчивости и отсутствию принципов - из грязи в князи, и чувствовать себя при этом в своей тарелке. Многие герои романа чувствуют на себе эту свободу - свободу мыслить без предрассудков, двигаться вперёд, оставляя за спиной условности, даже в сложнейших обстоятельствах. Они - новорожденные граждане мира, и в предлагаемых обстоятельствах он для них - tabula rasa, история, которую предстоит написать заново:
3802