Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чапаев и Пустота

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2012 г.

    Первое, что покорило с первых строк - отборный, высокосортный юмор закоренелого интеллигента. Каждая фраза главного героя приводила в неописуемый восторг и заставляла "изъедаться" всепонимающей улыбкой. Помню, как однажды случайно наткнулась на "Самоучитель по юмору" в каком-то подвального вида книжном магазине и навсегда решила для себя, что кому не дано, тому не дать. Так вот "кому не дано" - извините, автор ничем помочь не может.

    Отдельный интерес представляют так называемые "размышлизмы" - сопровождающие тебя на каждом шагу диалоги философского характера с захлестывающими наплывами высокоинтеллектуальной лексики. Чапаев - этакий Сократ двадцатого века - заручившись методом наводящих вопросов, создает для своих собеседников на первый взгляд непроходимые тернии на пути к просветлению, правда каким-то чудесным образом на Петра Пустоту находит озарение, бог знает откуда взявшееся, и он сразу же все понимает. Но читателю говорить не хочет (стесняется?). Троеточия снова спасают мир от излишней любознательности. Благо, Петр сам начинает подшучивать над философскими апофеозами наставника. Иначе бы я сделала это за него.

    Зачастую, прогуливаясь в основном по центру города, улавливаешь ещё не до конца выветрившийся дух питерской интеллигенции - про Петра Пустоту можно сказать, что он является счастливым (или не очень?) обладателем этого духа. Не буду включать зануду с воображаемыми очками на носу и вдаваться в рассуждения о потерянном нынешнем поколении, но ностальгию по далекому, не дождавшемуся меня прошлому я ощутила сполна.

    Итак, что мы имеем? Четыре человека, томящихся в психиатрической больнице: Сердюк, Мария, Володин, и, собственно, Петр Пустота (это так, для себя, чтобы не забыть). И все они проходят лечение по одному методу, придуманному хитроумным Тимуром Тимуровичем. Метод сводится к тому, чтобы пациент помог себе сам по-средству зачистки "ненужного" мира. Любопытный симбиоз историй, представленный "ложными личностями" героев, попытался меня запутать и немало продвинулся в своем стремлении. По бесконечным зацепкам, походящим больше на де жа вю, я просачивалась между сюжетными линиями, и, признаться, с трудом уловила ту связь, которую так тонко предложил автор (либо неумолимые критики, кто уж там). Я имею в виду союз России с Востоком (линия Сердюка) и Западом (идейный вдохновитель - Мария), до которого сама я честно говоря до конца не додумалась. Впрочем, как и о том, что все это "мракобесие" сотворилось на основе дзен-буддизма. Уж тут не смыслю ничего, простите.

    На сне Марии я не особенно хочу останавливаться. Все таки фаллические символы, которые мерещаться Марии на каждом шагу, и безликий робот-Шварцнегер - это немного жутко и слегка перебор. А вот глава с историей о непростых отношениях Сердюка со слишком чувствительным японцем заслуживает всяческих похвал. В первую очередь меня умилило в Кавабата сочетание тончайшего эфира благородной японской души с чисто русским отношением к спиртному. В начале слегка нелепый на фоне утонченного Кавабата, Сердюк под конец гармонично вписался в сложную систему японских взглядов. В итоге двое представителей воображаемого мира в сочетании друг с другом вызвали во мне подлинную симпатию.
    С четвертым персонажем дела обстоят все так же "с ног на голову": вспоминая о приключении Володина и Co с чудо-травой (или что там?), ощущаю желание поймать вечный кайф и написать что-нибудь подобное.

    Законам психологии поведение героев явно не подвержено, да и зачем? Зато какие безумства вытворяет непредсказуемый сюжет с набором этих безумных Сердюковых, Чапаевых... На протяжении чтения я испытывала ощущение полета: пинком вышвыривают тебя из одной увлекательной истории "миф или реальность" в другую, а ты все ещё цепляешься ручками за тонкую сюжетную перегородку. Петр Пустота - главный "путешественник", все каким-то неведомым образом умудряется замысловато объединять все истории с помощью понадерганных из них деталей. Естественно, сам герой об этом не догадывается, а автор тем временем все продолжает подкладывать новые порции зацепок. Эта центральная линия сюжета приводит нас к логическому завершению нигде и оставляет в пустоте непонятно с чем. "Хэппи энд" - как выразился один из критиков.

    14
    103