Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним4 апреля 2012 г."Башня из чёрного дерева". Это произведение об искусстве. Фаулз написал его так, как пишут картину. Оно многогранно, наполнено смыслами. Здесь есть текст и поддекст. Образы героев настолько чётко прорисованы, что они буквально предстают перед глазами. Главные герои разительно непохожи друг на друга. Дэвид - молодой художник. Он был преподавателем искусства, сейчас пишет абстрактные картины. Решив написать статью об известном художнике современности, он приезжает в дом пожилого художника Генри Брэсли. Здесь он знакомится с двумя девушками, Дианой по прозвищу Мышь, и Энн, которую Брэсли зовёт Уродка (The Freak). Встреча с этими людьми переворачивает его видение мира, его взгляд на вещи, на искусство. Жизнь Дэвида устроена. У него есть жена, дети, уютный дом в Лондоне. Он - отличный теоретик. Будучи преподавателем, он знает всё о теоретической стороне искусства. Но что значит теория без практики?! Он знает множество фактов из истории исскуств, биографии художников. Но его картинам не хватает жизни. Они умело написаны, но пусты. С картинами Брэсли всё наоборот. Его картины - это сама Жизнь. Он пишет то, что чувствует. Для него неприемлима абстракция. Ведь за ней ничего не скрывается. Это лишь выверенность геометрических фигур и чётких линий. Никакой души.
Дэвид приезжает не только для того, чтобы написать о Брэсли. Он хочет, чтобы художник заинтересовался его работами. Но к концу книги сам Дэвид понимает, что его работы - это ничто, пустота. Познакомившись с Дианой, он осознаёт, что его жизни не хватает спонтанности, эмоциональности, чувства. Он счастлив со своей семьёй. Но это лишь видимость. Это спокойное счастье - не то, что нужно художнику. Ему неоткуда черпать вдохновение. В его жизни всё известно заранее. Встретив эту девушку, он понимает, что его жизнь слишком последовательна. Такие же и его работы. За абстракцией не скрывается ничего. Он никогда не сможет создать своего шедевра.
Перед Дэвидом встаёт нелёгкий выбор - пойти на поводу эмоций и броситься с головой в омут чувств или же отказаться от этого непреодолимого эмоционального и физического влечения. Он выбирает второе. Он слишком приземлён. Он не способен сделать что-то выходящее за грани его представлений о мире. Он ограничен. Но эта скованность взращена только им самим. Он сам не позволяет себе быть таким, каким бы ему хотелось. В результате всё возвращается на круги своя - Дэвид встречает жену в аропорту. А то, чувство, что было к Диане вскоре сотрётся. Рана зарубцуется, образуется корка, но и она сойдёт, не оставив и следа..."Дэвид рухнул со своей башни из чёрного дерева". (с)
Мне кажется, уловить всех тонкостей с первого прочтения невозможно. Это произведение нужно читать не раз, с каждым прочтением подмечать что-то новое. Оно подобно художественному полотну - сначала мы рассматриваем его вблизи, потом отходим дальше и снова смотрим, улавливая всё новые настроения, проникаясь новыми смыслами.
Новелла держит в напряжении до последней страницы, до последнего слова последнего предложения. Она заставляет чувствовать. Я думаю, каждый, читая, поставит себя на место главного героя. И каждый сделает свой выбор...
27 марта 2010
P.S. Для меня это было второе прочтение "Башни". Концовка так же завораживает, как и при первом прочтении, затрагивает все чувства, надёжно запрятанные в глубине нутра. Снова прониклась атмосферой богемной жизни и пережила эти несколько дней жизни в Котминэ вместе с героями. На этот раз меньше тронули рассуждения об искусстве, хотя многое всё же взяла на заметку.
631