Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пять повестей

Джон Фаулз

  • Аватар пользователя
    Аноним4 апреля 2012 г.

    "Башня из чёрного дерева". Это произведение об искусстве. Фаулз написал его так, как пишут картину. Оно многогранно, наполнено смыслами. Здесь есть текст и поддекст. Образы героев настолько чётко прорисованы, что они буквально предстают перед глазами. Главные герои разительно непохожи друг на друга. Дэвид - молодой художник. Он был преподавателем искусства, сейчас пишет абстрактные картины. Решив написать статью об известном художнике современности, он приезжает в дом пожилого художника Генри Брэсли. Здесь он знакомится с двумя девушками, Дианой по прозвищу Мышь, и Энн, которую Брэсли зовёт Уродка (The Freak). Встреча с этими людьми переворачивает его видение мира, его взгляд на вещи, на искусство. Жизнь Дэвида устроена. У него есть жена, дети, уютный дом в Лондоне. Он - отличный теоретик. Будучи преподавателем, он знает всё о теоретической стороне искусства. Но что значит теория без практики?! Он знает множество фактов из истории исскуств, биографии художников. Но его картинам не хватает жизни. Они умело написаны, но пусты. С картинами Брэсли всё наоборот. Его картины - это сама Жизнь. Он пишет то, что чувствует. Для него неприемлима абстракция. Ведь за ней ничего не скрывается. Это лишь выверенность геометрических фигур и чётких линий. Никакой души.

    Дэвид приезжает не только для того, чтобы написать о Брэсли. Он хочет, чтобы художник заинтересовался его работами. Но к концу книги сам Дэвид понимает, что его работы - это ничто, пустота. Познакомившись с Дианой, он осознаёт, что его жизни не хватает спонтанности, эмоциональности, чувства. Он счастлив со своей семьёй. Но это лишь видимость. Это спокойное счастье - не то, что нужно художнику. Ему неоткуда черпать вдохновение. В его жизни всё известно заранее. Встретив эту девушку, он понимает, что его жизнь слишком последовательна. Такие же и его работы. За абстракцией не скрывается ничего. Он никогда не сможет создать своего шедевра.

    Перед Дэвидом встаёт нелёгкий выбор - пойти на поводу эмоций и броситься с головой в омут чувств или же отказаться от этого непреодолимого эмоционального и физического влечения. Он выбирает второе. Он слишком приземлён. Он не способен сделать что-то выходящее за грани его представлений о мире. Он ограничен. Но эта скованность взращена только им самим. Он сам не позволяет себе быть таким, каким бы ему хотелось. В результате всё возвращается на круги своя - Дэвид встречает жену в аропорту. А то, чувство, что было к Диане вскоре сотрётся. Рана зарубцуется, образуется корка, но и она сойдёт, не оставив и следа..."Дэвид рухнул со своей башни из чёрного дерева". (с)

    Мне кажется, уловить всех тонкостей с первого прочтения невозможно. Это произведение нужно читать не раз, с каждым прочтением подмечать что-то новое. Оно подобно художественному полотну - сначала мы рассматриваем его вблизи, потом отходим дальше и снова смотрим, улавливая всё новые настроения, проникаясь новыми смыслами.

    Новелла держит в напряжении до последней страницы, до последнего слова последнего предложения. Она заставляет чувствовать. Я думаю, каждый, читая, поставит себя на место главного героя. И каждый сделает свой выбор...

    27 марта 2010

    P.S. Для меня это было второе прочтение "Башни". Концовка так же завораживает, как и при первом прочтении, затрагивает все чувства, надёжно запрятанные в глубине нутра. Снова прониклась атмосферой богемной жизни и пережила эти несколько дней жизни в Котминэ вместе с героями. На этот раз меньше тронули рассуждения об искусстве, хотя многое всё же взяла на заметку.

    6
    31