Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Save me

Mona Kasten

  • Аватар пользователя
    Milkovich27 июля 2020 г.

    «Он натянул свое трико через голову», или Эксперт по высказыванию непопулярных мнений зашел в чат

    Для всех далеко не секрет, так уж издавна сложилось, что я вечно сначала беру почитать популярные книжки, выстрелившие в российском издании, а потом ужасно расстраиваюсь от того, что это было когда-либо издано вообще. Думаете, здесь другая ситуация? Вот уж нет уж.

    Пожалуй, я сразу отмечу, что где-то сверху я поставлю галочку «Наличие спойлеров», чтобы все, кто их боится, проходил мимо, так как данная книга требует детального разбора сюжета, а также большой красной печати с надписью «Так делать не надо» поперек всего произведения. Но давайте поговорим обо всем по порядку.

    В середине 2019 года издательство Like Book выкупает права на издание новенькой серии Моны Кастен, быстро делает перевод первой книги, стряпает оригинальную обложку с мелкими русскими буквами названия внизу, и к концу года российская молодежь может наслаждаться данным чтивом, приобретая его в любых книжных магазинах страны. Красивая обложка, захватывающая аннотация и громкое имя Анны Тодд на обложке — все это является решающим фактором, чтобы данное произведение хорошо продавалось. И вот уже в начале 2020 года мы имеем всю трилогию в официальном бумажном тираже, электронном и даже аудиоформате.

    Что же такого обещает нам аннотация, что книгу все бросились читать? Любовь, страсть и привязанность — три основоположника данного сюжета. Правильная главная героиня с нетипичным характером и посттравматическим синдромом, главный герой — звезда школы и жизни со страшной семейной тайной, интриги закрытой частной школы, люди на пороге взросления и серьезного выбора, атмосфера Англии и, конечно же, сам Оксфорд!

    Ах, если бы все было так же хорошо, как обещалось изначально.

    Что же получил читатель в итоге? Набор низкопробных клише и цикличный сюжетный цирк в одном флаконе. Если честно, периодически у меня складывалось впечатление, что автор просто сам для себя не выбрал куда и как он хочет завести сюжет. Мы то топтались в одном и том же поле десятки страниц, то бежали спринтерский забег на сотни километров, перепрыгивая от одного важного драматического события к другому, а то и вовсе никуда не двигались и пребывали в состояние «А что я здесь забыл?». Наверное, если бы к концу книги в сюжете вдруг появились зеленые человечки или главная героиня оказалась вампиром, то никто бы уже и не удивился, ведь это тоже клише.

    Что же представляют собой герои?

    Руби Белл. Вы же еще помните, как громкая аннотация обещала нам нетипичную главную героиню, да? Помните? А вот теперь забудьте. Руби не представляет собой ничего примечательного. Абсолютно. Эта героиня настолько типична, что замени ее другой подобной — читатель не почувствовал бы разницы от слова «совсем». Она обычная на внешность, суперумная на мозги и супердура по жизни. Заносчивости и вредности у Руби тоже не занимать. Белл знает себе цену — как ей кажется — и весьма переоценивает себя — как видит читатель, ознакомившись с произведением. Она мнит об Оксфорде и постоянно твердит, что люди должны ставить цели и добиваться их, но при этом не понимает, что цели у всех людей могут быть разные. Ее не интересуют красивые и богатые парни из школы, но при этом сразу же после появления главного героя, самого главного богатея и красавчика, она не может не мечтать о нем по ночам. В общем, типичная героиня-клише с кучей картонных черт характера, которые в совокупности вызывают рвотный рефлекс.

    Джеймс Бофорт. Да, это тот, который первый красавчик при дворе, вы не ошиблись. Парень, который был рожден, чтобы прожечь свою жизнь под гнетом родителей и больших денег. Наследник многомиллионного состояния, будущий глава корпорации, хам, наглец, гуру секса, а также уверенный и самовлюбленный мерзавец, которому все в этой жизни сходит с рук. Просто не парень, а мечта. Он же капитан команды по лакроссу, один из выдающихся учеников школы, любящий брат и самый, самый, самый красивый парень в этом мире. Вы еще не влюбились в этот шаблон, девочки? А вот зря, он ведь еще и дорогущую машину водит. За всю книгу у меня сложилось четкое впечатление, что автор напихала в характер Джеймса столько клише, что в конечном итоге они просто не смогли сложиться в одного человека. Поэтому читателю постоянно кажется, что у Бофорта раздвоение, а то и растроение личности. Такой себе Змей Горыныч, только вот не с хвостом, а в дорогом костюме от кутюр.

    Лидия. Сестра главного героя и альфасамца. Удивительно, но Лидия оказалась самым менее бесящим персонажем во всей книге, хотя она и носит под грудью ребенка от своего молодого учителя. В целом Лидия отлично олицетворяет все происходящее с читателем при прочтении: она молча стоит, сложив руки, и закатывает глаза. Умная, рассудительная и любящая непутевого брата и семью героиня со своими мечтами и большим куском одиночества в груди.

    Эмбер.Сестра главной героини и великий блогер-швея по совместительству. Она не просто популярная, у нее аж 500 подписчиков! Не знаю, что хотела нам сказать автор этим фактом, видимо то, что она весьма далека от Youtube. Эмбер младшая, доставучая, глупенькая и в целом шаблонная, как все персонажи в этой книге.

    Алистер. Лучший друг главного героя и гей по совместительству. Ну нужно же было как-то ввести тему ЛГБТ+ в наш канон. А вообще, больше Алистера богу Алистера! И нет, это сейчас не высказывание девушки, которая упорно требует яоя, просто в контексте данной истории взаимоотношения Алистера и Кеша были в разы увлекательнее и лучше, чем отношения главной героини и ее любовного интереса.

    Лин. Лучшая подруга нашей главной героини и девушка, спущенная с небес на землю после развода родителей. Была богатая, а стала бедная, была популярная, а оказалась на дне. Очередной вид клише, ничего нового.

    И многие, многие другие герои, обилием которых пестрят страницы книги, но имена которых даже запоминать не стоит, так как они слишком проходные для произведения.

    Сюжет или его отсутствие?

    Как я уже выше говорила, сюжет данной книги в прямом смысле равен набору устаревших штампов из всевозможных романов. «Но что же в этом плохого? — можете спросить вы. — Ведь это особенность данного жанра, да и вообще большинство произведений строится на тех или иных основах одного и того же». Давайте же разберемся, почему по готовому скелету Моне Кастен не удалось написать достойное произведение.

    1. Огромное количество клишированных особенностей книг разных тематик, которые были собраны в одно произведение. Чаще всего сюжет книги строится на одной главной теме и нескольких второстепенных, здесь же главных тем как минимум десяток. Мы видим спорт, учебу в закрытой школе, подростковую любовную драму, драму с эмоциональным домашним насилием, этапы взросления молодежи, беременность, потеря девственности, классовые разделения в школе, отрицание своей ориентации, наркотики, секс, учебу в университете, жизнь оргкомитета школы, психологические заболевания, смерть члена семьи, тайны фамильных сословий и многое, многое другое. Сюжет настолько нагроможден однобокими описаниями разных поворотов и линий, что буквально к четверти книги ты перестаешь переживать из-за чего-либо происходящего. А к середине произведения и подавно начинаешь подшучивать на тему «А что автор нам засунет сюда еще?».

    2. Абсолютная неправдоподобность сюжета. На самом деле это удивительно, ведь автор — молодая девушка и она еще хорошо должна помнить и чувствовать ту атмосферу школьной и подростковой жизни, а также те мысли и переживания, которые должны испытывать главные герои книги. К сожалению, ощущение складывается такое, что автор специально вводит весь абсурд происходящего действия и мастерски переплетает его с наитупейшими диалогами персонажей. По данной книге мы можем сказать, что богатые подростки в 14 лет сидят на кокаине, в 17 прислуга им спокойно наливает выпить по первому щелчку пальцев. В школу же подростки ходят показать свои дорогие побрякушки и машины, а также переспать с учителем или организовать стриптиз на осеннем балу, учебой никто толком не занимается, но при этом все легко поступают не куда-нибудь, а в сам Оксфорд. Также мы узнаем, что на первом же официальном мероприятии самая умная ученица напивается и дает себя облапать парню, которого она знает пару часов, собственно так у нее случается первый поцелуй, второй поцелуй у нее случается с парнем, которого она ненавидит, но почему-то люто желает, а третий приводит к первому сексу. Что ж, вот такая история полового воспитания, тут ничего ни дать и ни взять. Все богатые взрослые в нашей жизни — это самые большие снобы и мрази, а бедные — это самые понимающие и заботливые родители. Пребывание в библиотеке приводит к чавкающим звукам во время минета, а первый секс с парнем, который поимел полгорода, приводит к тому, что он даже не понимает, что это твой первый раз. Все это и многое другое заставляет даже неплохие моменты, которые, правда, бывают очень редко, помножить на ноль, потому что ты еще не успеваешь их пережить, как автор уже несется дальше в абсурд следующего происшествия.

    3. Главные герои романа, которые творят не пойми что. На самом деле от некоторых поступков и высказываний этих 17-летних персонажей я впадала в шок и хваталась за голову в прямом смысле. Я прекрасно понимаю, что люди бывают разные и мышление у всех свое, но не стоит говорить о своих героях как о самых умных на первых страницах, когда дальше они творят откровенный бред, а потом пускают под откос все свои взгляды и жизненные соображения, при этом отплясывая под музыку из «Деревни дураков». К слову, взрослые в романе описаны не лучше, выбраны самые картонные шаблоны, которые то вносили, то выносили со страниц романа.

    4. Отвратительное описание постельных сцен. Не буду углубляться в подробности чавкающих звуков или томных стонов особым голосом имени главного героя, опишу это лишь одним словом — плохо. Как человек, который многое читал и многое писал в свое время (спасибо фиклу за это), положа руку на сердце заявляю, что автору нужно учиться. Всем известно, что есть ряд определенных терминов и слов в описание сексуальных сцен, которые нельзя категорически использовать, так как иначе сцена из сексуальной становится мерзкой. Так вот, Мона Кастен использовала их все. Если у вас есть желание ознакомиться с данным «шедевром» лично, милости прошу в главу №29.

    5. Абсолютно нулевая работа корректора и редактора. Ввиду того, что произведение издавалось очень быстро, они просто не могли качественно исправить данный текст. Опечатки, синтаксические ошибки, повторяющиеся слова, несогласованные предложения и применение идиотских терминов — это все есть на каждой странице. Возможно, конечно, у корректора и редактора просто вытекали глаза и мозг, когда они это читали. Но все же я никогда не забуду «Я одел свое трико через голову».

    Я могла бы продолжать и дальше, но просто не хочу тратить еще больше своих сил на рассказы об этой книге. Я прекрасно понимаю, что ее успех напрямую связан с выходом фильма «После» и рекомендациями Анны Тодд, а также с хорошей пиарной компанией. Красивая обложка — гнилое нутро. Не знаю, кого хотела спасти Мона Кастен в этом романе, но лучше стоит спасти читателя от данной книги.

    Содержит спойлеры
    28
    2K