Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Yiddish Policemen's Union

Michael Chabon

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2020 г.

    Загнанные в цугцванг

    Уж не знаю, что я там хотела вычитать в этой книге в свои семнадцать лет, а именно в этом нежном возрасте я на нее наткнулась и вознамерилась почитать. Но так уж вышло, что с тех пор она гордо возглавляла список моих забытых книг к прочтению. Сложно сказать, как бы мне пришелся по душе сей сюжет и мир в те годы, но вот от чего я точно была бы в восторге – это от того, как автор со мной общается.«Шейбон – писатель для читателя: его фразы окутывают тебя и нежно целуют на ночь.»
    Chicago TribuneШейбон выдает нам этакую грубовато-витиеватую манеру повествования. А я такое люблю. С одной стороны, в тебя не сыпят короткими и простыми фразами сродни пулеметной очереди, с другой, никаких тебе «ее шелковая юбка едва уловимо рвалась вперед от малейшего дуновения весеннего ветерка словно чайка, готовая к полету над притихшим морем». Хотя мне до подобной нежной прозы как до китайской границы пешком, но смысл вы думаю уловили. А если не уловили, то вот пример:
    Ладья вместе с пальцами перемещается по воздуху и опускается со стуком, несущим дурные вести оставшемуся в одиночестве черному слону.Вообще от такого обращения автора даже начинаешь себя ощущать человеком взрослым и прямо-таки образованным, коли с тобой так общаются, доверяя и прямоту, приправленную остроумными и нетривиальными метафорами, и сарказм и что уж там таить, ругательства тоже.Стоит признать, что альтернативная история евреев-беженцев, расположившихся в одном из городков на Аляске, мечтающих обрести там Землю обетованную и находящихся в страхе перед грядущим Возвращением (читай очередным изгнанием куда подальше) хоть и звучит с виду безумно, в самой книге подана грамотно и мрачно, хотя и сложновато для восприятия со всеми этими группировками и описаниями кто кому кем приходился и за какие грехи нынче расплачивается. Да и вообще вся книга очень мрачная, ты словно в бесконечном нуарном детективе в припорошённых снегом реалиях.К слову, о детективе. Эта книга с виду весьма умело под него подстраивается, но им, по сути, не является. Главный герой – Мейер Ландсман, плавно опускающийся на дно и день ото дня стареющий полицейский. Он в разводе, он много пьет, он живет в дрянной гостинице и у него «бывает лишь два состояния души: Ландсман работающий и Ландсман мертвый». Он жалеет себя, а:
    Присутствие жалости к себе в его раздумьях – уже доказательство, что он в глубокой жопе и кружит там внутри, проникая все глубже и глубже.И вот однажды в этой же гостинице в своем номере был найден мертвый мужчина, убитый выстрелом в голову. По всему видно, что убитый был наркоман и шахматист. И если наркомания сего персонажа не сильно интересует Ландсмана, то причастность убитого к миру шахмат не дает забыть про это дело и просто пометить его как неподдающийся раскрытию висяк. У Ландсмана вообще с шахматами интересные отношения. Он люто ненавидит эту игру, но при этом относится к ней с очевидной нежностью. А посему расследованию быть.Вот только, если быть честным, нам все равно кто убийца. Мы ведь тут все сразу понимаем, что его найдут, и этого понимания достаточно, чтобы не быть заинтригованным личностью виновника. И в этой книге все такое. Вот появляется Бина – бывшая жена Ландсмана, которую он все еще очень любит, но не может себе простить один свой поступок в прошлом, из-за которого и распался их брак. Бина – образчик человека целеустремленного и амбициозного, но в то же время готового подхалимничать тут и там, только бы усидеть на хорошем местечке, а то и продвинуться повыше:
    Никакое перекраивание границ, никакие перемены в правительствах не способны выбить из колеи еврейку с таким обширным набором влажных салфеток.И вот мы видим их холодный тон общения, ее недовольство, его промахи, и мы понимаем, что будет в конце. И так оно и происходит. Вот в дело вмешивается политика с ее «серьезными дядями», и мы снова понимаем, что с нашими героями произойдет дальше, и смогут ли они смириться с этим, и что сделают в итоге, тоже понимаем. Очень странное ощущение. Будто смотришь фильм, который уже видел. При чем начальные сцены ты помнишь слабовато, но потом наконец приходит это узнавание, и от него никуда не деться. Зато начинаешь акцентировать свое внимание на деталях, на цвете воротничков, на запахах, тембрах голоса. И если это хороший фильм, то отмечать есть что. А это таки хороший фильм.О чем же тогда эта книга? Она о людях, их стремлениях, надеждах и их крахе. О судьбе с ее подарками и бесповоротными решениями и поиске себя в этом враждебном мире. О вере, в себя ли, в законы и правила ли, в явление ли Мошиаха, способного решить все проблемы, не важно во что, важно, что каждый во что-то да верит, и куда его эта вера заводит. В конце концов о маленьких людях, их попытках просто как-то жить, найти себе хоть какой-то уголок в этом мире.
    У нас было мало фактов. Мы знали свои ограничения. И называли их выбором. Но у нас не было выбора. Вообще.Здесь вообще людские души аккуратно препарированы и вывернуты наизнанку. Есть подозрение, что вот в этом Шейбон особенно хорош, а детектив так к слову пришелся.Но так или иначе книга то скучная. С середины, когда восторг от стиля построения предложений утих, мне было откровенно тяжело и неохота читать дальше. Вся фишка в том, что это только добавляло атмосферности в этот мрачный вялотекущий мир, хотя мне от этого легче не становилось, как и бедному Менделю Шпильману.
    30
    856