Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебная гора

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июля 2020 г.

    Его форма - логика, но сущность - хаос

    Философский роман, увидевший свет в 1924 и очень чётко уловивший дух эпохи. Повествование ведётся от лица молодого человека, Ганса Касторпа, который приезжает в интернациональный тубсанаторий Бергхоф, чтобы навестить своего двоюродного брата и случайно остается на 7 лет, так как и у него обнаруживается туберкулёз. (Или в большей степени неприятие прозаичной буржуазной жизни). Обитатели санатория и курорта рядом ведут абсолютно закрытый, изолированный от "равнины" образ жизни. Они флиртуют, влюбляются, философствуют, страдают - в общем живут полноценной суррогатной жизнью.  В книге много рассуждений о прогрессе, гуманизме, высоком предназначении Запада и загадочной и ретроградной жизни Азии. (А мы с вами скифы и татары, надо это честно признать))
    "Но даже ваше отношение к страданию должно быть отношением европейца, а не азиата, ибо Восток слишком мягок и склонен к болезни ... сочувствие и бесконечное терпение - вот его способ относиться к страданию. " Или вот еще "Разве небрежность этих людей в отношении времени не связана с безмерностью пространства, которое занимает их страна? Там, где много пространства, много и времени - недаром про них говорят,  что это народ,  у которого есть время и который может ждать. Мы, европейцы,  не можем."
    Также Манн устами еврея-иезуита Нафты озвучивает очень пророческую идею того, что на смену разлогающейся буржуазной демократии придет священный террор, с этими вечными католическими ценностями строгой иерархичности, послушания и общности. Он еще, наверное, не предполагает нацизма в Германии, но уже видит коммунизм в России.
    Особенность этой книги в том, что главный герой не слишком примечателен, он скорее то зеркало, через которое мы смотрим на события. Но он несёт на себе отпечаток средневековой и аристократичной очарованности смертью и угасанием, это довольно показательно.  Он являет собой некую противоположность заверениям Сеттембрини о том, что Европа - двигатель прогресса.
    Интересен образ горы, и последующего низвержения правителей жизни с их интернационального Олимпа. Первая Мировая нарушает европейскую санаторную идиллию и выбрасывает наших пациентов в штормовое море. И невольно задумаешься, а чего стоят все их столь глубокие рассуждения о жизни, оторванные от жизни как таковой?
    Также в романе обыграна тема времени и (бес)конечности времени; не раз возникает мысль, что если время бесконечно, то существует только неизменное "теперь", и никакого прошлого и будущего не может существовать по определению, ибо чтобы измерять - необходима конечность. Здесь можно упомянуть про раскосые глаза Пшибыслава Хиппе, которые преследовали нашего героя в образе Клавдии Шоша, этого живого воплощения культуры русского Востока, и задуматься о том, что же это значит.

    10
    1,4K