Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
Dastella31 марта 2012 г.Что ж..."Парфюмер" - книга,переведенная на 33 языка. Державшаяся почти 8 лет в списках мировых бестселлеров. Отлично написанный триллер с элементами интеллектуального романа в стиле постмодернистской прозы. Книга,которая взволновала множество умов,заставила мыслить огромное количество людей..в том числе и меня.
"Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей."
Вот такое вот произведение. Полное мыслей,которые поражают своей логичностью и в то же время беспощадностью. Человек, "венец природы", "божье творение" в этом гениальнейшем произведении опустили ниже плинтуса - сделали животным,которое ведется только на "самый примитивный из все органов чувств" - на запах и нос. Человечество погрязло в сраме и разврате. Оно твердо стоит на пути уничтожения. Но тут приходит Жан-Батист Гренуй( что примечательно - Гренуй с французского переводится как лягушка) и решает изменить мир - нет,не во имя людей,для этого в его сердце просто нет места - во имя себя самого. " Он хотел выразить вовне свое внутреннее «я», не что иное, как свое внутреннее «я», которое считал более стоящим, чем все, что мог предложить внешний мир."Стать королем этого нового мира,мира запахов. И,что интересно,он и становится им. В тот день,в день его казни на площади он явился в образе ангела для все людей - мужчин и женщин, преступников и святых. Они боготворили его. Он был их Богом. И все это - из-за запаха женщин,главной объединяющей чертой которой была невинность перед всеми грехами,и то что они все были...мертвы.
По мнению Гренуя, убийство для него не было преступлением. Он даже не осознавал,что убивает,что поступает дурно. Он ведь брал самое лучшее,что было у тех девушек - их аромат,их зачаровывающую душу.
"Когда он взял все и она увяла" - сравнение девушки с цветком. Она для него и была цветком,у которого пришлось силой вырвать ее благоухающую душу,прям как дистилляцией роз."Ее фигура не интересовала его. Она больше не существовала для него как тело, а только как не имеющий тела аромат. А его он держал под мышкой и уносил с собой."
Человек для него был,так же как и цветы,плоды и семена - отработанным материалом. Когда он срезал с девушек волосы и обмазывал тело жиром,он думал,что это - призвание его жизни.Сохранить девственно - чистый аромат самых красивых девушек.
Для него внешняя красота ничего не значила - это был лишь сосуд для запаха,поистине королевского. Такого,как у девушки с улицы Марэ. Для него красота выражалась в ароматах - он понимал.когда стоял под забором дома одного из богатейших домов и вдыхал запах девушки,которую он хотел непременно использовать в своих опытах по получению королевского запаха,что эта девочка станет самой привлекательной для людей. Они не будут чувствовать ее запах,но будут смотреть на нее,их примитивный мозг будет отличать густые волосы и гладкую,без малейшего изъяна кожу,в то время как они будут очарованы всего лишь ее запахом. Все так примитивно. Миром,по мнению Патрика Зюскинда, правит "летучее царство запахов"
Оргия на площади казни Гренуя - это не гротеск,не аллегория. Это показатель деградации общества. Это - кульминация романа, апогей людей в их низости и ничтожестве, их животных инстинктах. И над всем этим безобразием,над этими бьющимися в экстазе людьми стоит он - Жан-Батист Гренуй,король,хозяин и Бог этого мира.
"Я мог бы отправить бумагу,надушенную этим ароматом,самому папе Римскому.." Да. Мог бы. Надушенную ароматом невинности, столь чистым,что человек в буквальном смысле "сходил с ума",погрязший в своих пороках.
Почему же Гренуй не совершил задуманного? Весь мир бы мог лежать у его ног! Нет. По моему мнению, Гренуй просто устал от этой жизни."Он вообще не хотел больше жить. Он хотел вернуться в Париж и умереть. Этого он хотел." Он понял,как легко он может получить то,о чем мечтал. И это ему показалось пресным и скучным. "Через тернии к звездам" - на пути Гренуя этих терний не было. А зачем ему путь без сложностей? Вот и самая последняя сцена в романе - сцена убийства Гренуя - тоже символична. То,что его разорвали на части проститутки,юродивые и сумасшедшие бездомные,отнюдь не случайна. Зюскинд хотел показать,что и проститутка и король - все они на одной ступеньке. Все они одинаковы. Все они не смогут устоять перед запахом.
"Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви..."
Ну что ж...Ultra poss nemo obligatur...783