Рецензия на книгу
Mockingjay
Suzanne Collins
Аноним31 марта 2012 г.Осторожно - имеются спойлеры)
Много кто не любит трилогию "Голодные игры". Ей ставят в минусы разное - и скучный сюжет, и предсказуемость, и "мало крови", и любовный треугольник, и плагиат, и банальность...
Знаете, а я ведь ясно вижу недостатки этих книг. Они есть. Были - в "Играх", в "Пламени"... Но мне кажется, "Сойка-пересмешница" с лихвой перекрыла их. Самые жёсткие критики не могут, думаю, сказать теперь, что трилогия Сьюзен Коллинз - банальна, скучна и плагиат.
Кто-то сравнивает "Голодные игры" с "Королевской битвой", "Повелителем мух" и ещё много с чем. Но, скажите мне, - смысл? Да, идея с играми детей на выживание - не нова. Она есть и в этих двух книгах, и в фильме "Обнажённое оружие", и ещё в десятке разных вещей. Так вот - смысл сравнивать? Смысл обвинять автора в плагиате? Все сюжеты, если с такой точки зрения, банальны и плагиат. Любая тема уже где-то когда-то поднималась-обсуждалась. Всё дело только в том, кто первый её поднял. А ещё в том, как автор сумел тему подать.
У меня нет предвзятого отношения - "Королевскую битву" и "Повелителя мух" я не читала. Это мне - впервые, поэтому, может, так интересно, необычно и увлекательно.
Но пускай темы "Голодных игр" и прочего похожи. Так ведь здесь главное - не битвы на выживание детей, уже с "Пламени" всё серьёзней, масштабней, сложней... Чтобы понять это, нужно прочитать трилогию до конца.
Кто-то жалуется, что в "Играх" мало крови, скучный сюжет, предсказуемо. Так вот, "Сойка" - страшная. Точнее, не так, - тяжёлая. Она и по размеру больше, и описания подробней, кропотливей, и чувства там сильней, и задача, стоящая перед героями, - масштабней. Другой уровень. Видно, как взрослеют персонажи, как меняются, как просто всё... по-другому.
А самое тяжёлое здесь - знаете, что? Правда. Такой мир - может возникнуть. Такие Игры - могут устроить. Такая битва, такие восстания, такая власть - всё это может быть на самом деле. Поэтому "Сойка" - тяжёлая. Поэтому я поверила ей.
Здесь мир Панема, в какой-то степени, расширяется. Много нового - про Тринадцатый, Игры, президента Сноу... и персонажей. Они - другие тут.
Китнисс для дистриктов - Сойка. Надежда, опора, символ восстания и победы. Но мои ожидания наивной девочки - что, мол, роль Сойки будет возвышенна, романтична, героична, - быстро исчезли. Нет, никакой романтики, возвышенности, героизма. Китнисс используют. Она снова - игрушка в чужих руках, только теперь - Тринадцатого с Койн, а не Капитолия со Сноу. Имена только сменились - суть осталась прежней. И это страшно.
Я с первых страниц чувствовала - что-то не так. Агитролики, строгие правила Тринадцатого, камеры, приказы... Мне уже тогда казалось, что цель Койн - не просто победа над жестоким Капитолием. И Китнисс - тоже это казалось.
Здесь война. Страшная, тяжёлая война - с кровью, бомбёжками, ловушками, смертями. Десятки людей ранены или погибли. А главное - повстанцы играют ровно теми же методами, что Капитолий. Жестокими. Безжалостными. Зуб за зуб, верно? В конце Койн предложила устроить для жителей Капитолия Игры. А мне хотелось вопить: "Да вы что, люди? Опомнитесь, не будьте, как они!".
И, если подумать... Это справедливо. Чтобы Капитолий, столько лет мучавший дистрикты, почувствовал всё на себе. Справедливо. Но, будь это так... Чем повстанцы стали бы лучше Капитолия? Закончилось бы всё - хоть когда-нибудь?
Кто-то говорит, что сюжет - скучный и серый. Но на "Сойке" у меня сердце, правда, замирало в груди. Я волновалась за героев, переживала вместе с ними. С нетерпением ждала развязки. А в конце, на последних страницах, бессовестно плакала.
Кто-то зовёт "Голодные игры" банальными. Но разве банально - то, что придумала Сьюзен Коллинз с Играми?
Голодные игры есть во всех книгах трилогии. В каждой - свои, но есть, и тут, в "Сойке", удивительная вещь. Капитолий - арена. С ловушками, врагами, где надо выживать, спасать себя... У меня в ушах долго звенела фраза "Семьдесят шестые Голодные игры объявляются открытыми". И, медленно, постепенно, я начала понимать, что Игры здесь - гораздо больше, чем просто игры.
По сути, Китнисс и другие сражаются против Игр. Игры - их главный враг. Они преследуют, они всюду... и верно - тот, кто хоть раз участвовал в Играх, забыть их не сумеет.
Мне кажется, что Голодные игры - символ Капитолия. Его гнили, мерзких порядков, жестокости, жадности. Все три книги Китнисс воевала против Игр. И, в конце концов, Игры едва не одержали победу.
Вот я представила - что стало бы с Панемом, приди к власти Койн? Ведь она - копия президента Сноу. Бездушная, жестокая, холодная... ей плевать, чем придётся пожертвовать ради власти. Это и была цель Койн - возглавить Панем. Остальное - детали.
И где доказательства, что дистриктам стало бы лучше с Койн? Где доказательства, что однажды, вдруг, не вспыхнет бунт, который Койн решит подавить с помощью новых Голодных игр?
Китнисс понимала это - в отличие от других. И она молодец, что убила Койн.
Кто-то говорит, что книги Сьюзен Коллинз - слащавы. Да где слащавость, если куча героев, и главных к тому же, погибла?
Для меня - две страшные смерти. Прим и Финник. Они до сих пор не укладываются у меня в голове.
Кто-то возмущается, мол, любовный треугольник тут - точно как в "Сумерках". Люди, вы что? Война, восстания, Игры - Белла-Эдвард-Джейкоб и рядом не проходили.
Отношения Китнисс с Гейлом и Питом - в разы сложней, чем у Беллы с её вампиром и оборотнем. Во-первых - условия. Ну, кто на войне думает о любви?
К тому же, Китнисс не знает, что такое - любовь. Ей трудно понять, что она чувствует к обоим. И с каждым у неё - крепкая и особая связь.
Гейл был с Китнисс всегда. В дистрикте, в Тринадцатом, на войне. Он поддерживал её, заботился о ней. Всегда - опора, друг, помощь.
Пит для Китнисс - мальчик с хлебом. Она и зовёт его часто - именно так. Пит спас ей в прошлом жизнь. И Китнисс никогда не смогла бы забыть его. Их связь... она ещё оттуда, с детства. А вовсе не как у Беллы с Джейкобом или Эдвардом - тяп-ляп, и готова любовь на веки.
И, наконец, кто-то упрекает Сьюзен Коллинз в том, что она плохо рисует второстепенных персонажей. Здесь - Койн, Джоанна, Финник и Энни. Чудесные, особые, раскрытые образы. И таких, как, допустим, Финник с Энни, я не встречала ещё нигде.
А главное в "Сойке" для меня - финал. Он не сопливый. Не милый, добрый, высосанный из пальца. Нет, тут всё - по-настоящему, жизненно, правда.
Война выиграна. Китнисс дома. У них с Питом дети, всё хорошо. Но... она не забудет. Она никогда не сможет забыть Игры, смерти друзей и знакомых, Прим. И Энни не забудет Финника. И Гейл не забудет Китнисс - хотя говорил, что у него любовь пройдёт. Так вроде бы все счастливы, конечно... Но счастья нет. Нет глупой сладкой развязки, как в "Сумерках". Всё, что было, оставит навсегда отпечаток на героях "Голодных игр". И это - правильно.
Мне немножко грустно и больно сейчас. Панем - жестокий, страшный мир. Но я совсем не хочу оттуда уходить. Странно... не ожидала, что эти книги так крепко зацепят меня.10129