Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Добыча

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июля 2020 г.

    Обожаю разнузданный натурализм Золя. Шуршащие шелка, пушистые ковры, разноголосье бульваров, терпкие запахи бургундского и мускуса, духота оранжереи - эффект присутствия потрясающий. В какой-то момент начинает казаться, что все эти драпировки, платья, перчатки, бокалы, комоды, азалии просто погребают под собой героев, усмиряют сюжет и становятся самоцелью, хотя, конечно, это не так. Каждый предмет у Золя имеет смысл, каждое многословное описание раскрывает то характер, то обстоятельства, а иногда и подталкивает действие, как, к примеру, исцарапанное бриллиантами кокеток зеркало в отдельном кабинете модного ресторана приводит к главному грехопадению Рене.

    Формула романа в целом напоминает моё любимое "Дамское счастье": бизнес + личные дрязги. И надо сказать, что "Добыча" - чертовски подходящее название для этой истории. Блестящий Париж эпохи Второй империи становится ареной борьбы за место под солнцем. Хитрецы сколачивают состояния, подрядчики наживаются на строительстве особняков и целых улиц, люди света и полусвета соединяются в причудливых комбинациях. Один ухватывает знаменитое ожерелье, другой - его владелицу, третий - пару миллионов франков. Каждому по способностям и потребностям. Аристид Ругон, прибывая в Париж в совершенно жалком состоянии, меняет фамилию на звучное Саккар, в котором слышится звон денег, и начинает свои лихие спекуляции. Первое дело Саккара ошеломляюще просто и надёжно - зная наверняка планы благоустройства города и пути прокладки новых улиц, Саккар приобретает дома, подлежащие сносу, завышает их рыночную стоимость и через пару месяцев получает пристойную компенсацию от правительства. И луидоры льются золотой рекой. Лучшее общество, полезные связи, дорогие развлечения, открытая дорога для новых и новых спекуляций. И пока Аристид Саккар покупает, продаёт, вкладывает, берёт и даёт займы, его прекрасная супруга Рене кружится в вихре светских удовольствий, ни в чём себе не отказывая. Брак Аристида и Рене - это в какой-то степени хрестоматийный брак французов высшего общества. Сталкиваемся изредка во время приёмов, деловых бесед и, если есть настроение, исполнения супружеского долга, но в целом каждый живёт в своё удовольствие, не мешая другому. Разврат возведён чуть ли не в обязанность, ибо повышает социальный престиж. А как известно, в мире, где практически всё возможно и дозволено, очень быстро наступает пресыщение, за которым неизменно следует скука. И скуку эту ни бриллиантами, ни непристойно дорогими платьями, ни новыми любовниками никак не развеять, нужно что-то острее, пикантнее. Главная интрига лежит на поверхности, она очевидна читателю задолго до героев, но увлекательность романа от этого не уменьшается - больно хороши декорации. Некоторые моменты - маленькие шедевры, не иначе. Смерть первой жены Саккара и все его тревоги по этому поводу, потому что уже маячит на горизонте перспектива брака с внушительным состоянием. Уморительные фигуры котильона, которые выделывают взрослые люди (мне даже со стороны странно и стыдно смотреть). Финальная прогулка в Булонском лесу, так удачно закольцевавшая сюжет.

    Не высшая оценка, потому что меня несколько утомили безголовое светское общество и предсказуемость Рене. Но это, безусловно, прекрасный роман, а знакомство с циклом Ругонов-Маккаров я наверняка скоро продолжу.

    36
    771