Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июля 2020 г.

    Человеческий потенциал неврологии

    Книга написана в 1971 г. врачом-неврологом и отражает его личный опыт общения с необычными пациентами. Каждому клиническому случаю посвящена отдельная глава (иногда бегло упоминаются и другие сходные прецеденты). Это не истории болезни, а маленькие новеллы на их основе, но всё-таки речь идёт о нейропсихологии, то есть о предмете достаточно серьёзном. В сущности, тематика книги чисто медицинская, и закрадывается подозрение, что она может быть полезна только узкому кругу специалистов. Её коммерческий успех и серию переизданий, в том числе на русском языке, легко списать на эффектное название, привлекающее пустоголовую публику. На самом деле всё сложнее. Рассказывая о судьбах больных, Оливер Сакс затрагивает темы, имеющие общечеловеческий интерес: связь духовных проявлений личности с состоянием материальных структур человеческого тела, хрупкость сознания, парадоксы памяти, компенсаторные резервы высшей нервной системы человека (при органическом поражении части мозга возможна гиперкомпенсация за счёт не пострадавших отделов, вплоть до появления неведомых здоровым людям сверхспособностей). Изложение доступно и увлекательно. В предисловии к русскому изданию (2003 г.) автор признаёт источником вдохновения две научно-популярные книги советского невролога А. Р. Лурии («Маленькая книжка о большой памяти» и «Потерянный и возвращённый мир»). Будучи основателем нейропсихологии, т. е. целой научной дисциплины, Лурия придавал большое значение чисто человеческому контакту с пациентом и называл свой подход «романтической наукой». Именно этой традиции следует его заокеанский последователь Сакс, в 1973-1977 гг. состоявший с нашим знаменитым соотечественником в личной переписке и охотно признающий влияние его идей. В этом отношении очень характерна финальная декларация Предисловия: «читатель увидит, что неврология не сводится к безличной, полагающейся главным образом на технологию науке, что в ней есть глубоко человеческий, драматический и духовный потенциал».

    10
    405