Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июля 2020 г.

    "Рафаэль мог всё, но не свершил ничего"

    Каждый человек о чём-то мечтает. Каждый человек чего-то желает. Только мало кому приходит в голову, что потом со всем этим свалившимся на голову счастьем делать, а главное, какую цену придётся заплатить за осуществление своих желаний? Вот и у Рафаэля де Валентена по мановению не волшебной палочки, но куска шагреневой кожи стали исполняться все желания в обмен на малость - всего лишь его собственную жизнь. Вроде бы и так страстно желаемое неслыханное богатство пришло, и роскошная жизнь, и власть, и любовь прекрасной состоятельной женщины - только счастья и великодушия как не было, так и не появилось.

    Главный герой мне ужасно не понравился. Рафаэль де Валентен - не более чем эгоистичный, честолюбивый, даже глупый молодой человек. На мой взгляд, это не тот случай, когда общество или обстоятельства сломали человека: все пороки, значительно перевешивающие его способности и достоинства, в нём были изначально.
    Мало что из себя представляя, Рафаэль мечтал, чтобы самые красивые, изящные, а главное, богатые женщины Парижа укладывались перед ним в штабеля, прямо на его чердак, на котором он играл в непризнанного гения. Так грезил о любви, только замарашки с добрым сердцем ему были неинтересны. Вообще кажется, Рафаэль не любил ничего, кроме денег, даже себя. На мой взгляд, не любил он ни Феодору, ни Полину. Более того, когда Полина, уже обладательница многомиллионного наследства, наконец-то стала для него привлекательной, хоть он и клялся в вечной любви, в нем мало что изменилось. Достаточно посмотреть, как он, не предупредив её, укатил лечиться, а потом и вовсе сжёг все её письма, даже не прочитав.

    Кстати, возникло ощущение, что понятие ответственности и выбора литературным героям позапрошлого века вообще не очень знакомо. Сразу бросается в глаза, что и у Валентена кругом все виноваты, кроме него самого: "В моей судьбе, в моем несчастье я требовал отчета у Бога, у дьявола, у социального строя, у своего отца, у всей вселенной". Хорошенькая позиция.

    Лучше всего, мне кажется, Рафаэля охарактеризовал его приятель Эмиль: "Умирающие зверски жестоки. Вот ты богат, и не пройдёт двух месяцев, как ты станешь гнусным эгоистом. Ты уже поглупел, не понимаешь шуток".

    И отдельно хочется упомянуть стиль Бальзака, точнее его перевода на русский. Такой витиеватый язык и так много отсылок! Читая очередное "Тайфер, наш амфитрион, обещал затмить жалкие сатурналии наших крохотных современных Лукуллов", грустила, что под рукой нет полного собрания Российской государственной библиотеки. Не очень понравилось продираться сквозь эти заросли, мне всё-таки по душе более чистый и лаконичный стиль.

    24
    1K