Рецензия на книгу
Королек — птичка певчая
Решад Нури Гюнтекин
LadyScorpio13 июля 2020 г.Восток - дело тонкое. Рецензия+кинопост
Начну с того, что в далёком 1998 году я смотрела с бабушкой по местному телевидению сериал по этому произведению (снятый в 1986 году). Не читая романа, сериал кажется довольно неплохим. Не обращаешь внимание на чудовищное качество кинопленки (мне кажется, что отечественные фильмы более ранних времен были лучше по качеству).
Когда в детстве смотришь фильм, в котором герой сперва показан в детском возрасте, а потом во взрослом, кажется, что это один и тот же актер, даже не актер, а реальный человек, чью жизнь снимают в реальном времени. Стоит отметить, что реалити-шоу тогда не было на тв. И ты смотришь, переживаешь, плачешь, хотя ничего не смыслишь в любовных делах.
Помню комментарий бабушки к сериалу: "Жизненный фильм!" - Для нее это была наивысшая оценка киноленты, т.е. все происходит, как в жизни, никакого вымысла, фантастики.
И вот спустя двадцать два года я прочитала наконец книгу "Королёк - птичка певчая". Захотелось тут же пересмотреть сериал. При поиске сериала, выяснилось, что в 2013 году был снят ремейк, который я еще не досмотрела.
Смотря сериалы и сравнивая их с книгой, сразу же бросились в глаза значительные ошибки киноделов. Кемран по книге: "длинноволосый, светлолицый, зеленоглазый блондин, изящный, словно девушка". И что же видим в обоих сериалах: и в детском возрасте, и в юнешестве, Кемран - смуглый брюнет с карими глазами.
В Турции выродились светлые мужчины?! Кстати, отдыхала я в Турции три года назад, не встретила ни одного зеленоглазого блондина среди коренного населения...
Заметила я и казалось бы, незначительные упущения киноделов - мать Феридэ умерла, когда девочке исполнилось два года. Крошка быстро забыла мать. В сериалах нам показывают более взрослого ребенка - на вид пяти-шести лет. Наверное, турецкие родители не захотели отдавать ребенка на съемки фильма в раннем возрасте.
В целом, больше значительных ошибок я не заметила. Перейду к самому произведению.
Роман условно поделен на две части - отрывки из дневника Феридэ, который она вела с детства, вплоть до замужества. А затем повествование ведется от лица рассказчика, со стороны Кемрана (не от лица самого парня, но описаны им переживания).
Роман "Королёк - птичка певчая" рассказывает о девушке-сироте Феридэ, которая росла в семье тетки. С малых лет ребенка прозвали Королёк (тур. Чалык-ушу) за то, что девочка любила лазать по деревьям, озорничать, веселиться, заливаться смехом, словно пташка.
Отец Феридэ - военный человек, решивший после смерти жены и матери девочки, отдать дочь в женский пансион, дабы никому из родных она не была обузой и получила достойное образование. А на каникулы Феридэ приезжала в гости то к одной, то к другой своим тетям. Где и познакомилась, влюбилась в своего двоюродного брата - Кемрана.
Кемран с детства был спокойным мальчиком, болезненным, рассудительным. Он не участвовал в затеях взбалмошной кузины, чем подогревал интерес к нему.
Феридэ и Кемран выросли, наступал день их свадьбы (в Турции по сей день практикуется женитьба на двоюродных сестрах. Как они не выродились?)
Все шло бы замечательно, если бы не женщина с "добрыми" намерениями, которая рассказала Феридэ о любовных похождениях Кемрана. Девушка поверила незнакомке, не выясняя отношения с женихом, собрала вещи и сбежала из дома. Долгие годы девушке приходилось скитаться, искать средства на существование.
Образование Феридэ позволило ей работать учительницей. Обида и боль, причиненная бывшим женихом поедала девушку, не давала покоя, заставляла кочевать по стране. Она отправлялась учительствовать в глухие, богом забытые деревушки, где надеялась скрыться от семьи.
Доброе и израненное сердце Феридэ, нуждающееся в любви, сделало многое для нуждающихся. На себе самой девушка поставила крест. Много суровых испытаний выпало на долю бедняжки. Волей судьбы ей даже пришлось выйти замуж за пожилого мужчину - врача, с которым они познакомились пару лет назад.
Но муж вскоре после свадьбы скончался и последней волей умирающего был наказ Феридэ - помириться с родными, в частности, с Кемраном. Врач даже написал посмертную записку, адресованную Кемрану и прикрепил ее к дневнику Феридэ.
Мне было приятно, что эти два любящих сердца все же воссоединились, но на месте Феридэ я бы никогда не простила измену...
Я не понимаю, как человек, который любит одну, утешается в объятиях другой после помолвки. И Феридэ, искренне ненавидящая и избегающая Кемрана и родственников, подчиняется воле покойного мужа и плюет на свои моральные принципы. Восток - дело тонкое, но я такого не понимаю!
Хочется так же отметить великолепные высказывания Р.Н.Гюнтекина на протяжении всего произведения. Все цитаты наполнены неимоверной силой духа, жажды жизни и самоотверженности.
4349