Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фрегат «Паллада»

И. А. Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июля 2020 г.

    Неторопливая кругосветка на фрегате Или Вокруг света за 2,5 года

    В веке XIX барчуки, эти юные мечтатели, наверняка зачитывались Фрегатом, спрятавшись в классной комнате, или еще в каком укромной уголке, тоскуя от невозможности броситься навстречу морским приключениям самому, и мучимые духом авантюризма, жадно смотрели на кругосветку глазами Гончарова.

    В XXI же веке, мы не слишком далеко ушли от тех, старинных читателей, и коронавирусное горе туристических барьеров запиваем тем же чтением о чужих путешествиях. "Фрегат" в этом плане вполне неплохой выбор, 2,5 года (1852-1854) по карте мира, путевые заметки о "плавучем русском мирке", написанные с природной живостью и старинной нетолерантностью естествоиспытателя по-русски, непосредственного неофита, мнящего себя пресыщенным интровертом. И.А. Гончаров, разменяв четыре десятка лет, будучи довольно инертным сибаритом, неожиданно для всех (и кажется для себя, ибо не для его взгляда все эти красоты заморские расцветали) оказался в составе экспедиции на "Палладе". Я недолго ломала голову, почему они так долго плелись-то вокруг света, все дело в том, что в каждой точке остановки они торчали немало дней, где-то месяцев. На каждой остановке наше герой успевал сойти на берег, "потусить" среди местных, накупить сувениров, пожить в гостинице, поесть местных деликатесов (опять же отметить их непривычность и невкусность, при этом не обделяя себя разнообразием блюд), понаблюдать то, что он называет "физиономию города", оценить красоту женщин (конечно же на свой вкус, но довольно ясно и конечно же в каждом городе отметить результаты этой оценки). Красота в глазах смотрящего, скажет полвека спустя О. Уальд, а тут же мы сможем наблюдать путешествие глазами человека, старавшегося показаться не восторженным, холодным, аналитическим и пресыщенным, почти что умудренным опытом. На деле же, сын своего крепостнического времени, смотрит как на равных только на знать и на европейцев, все остальные - как любопытные зверушки. Новые кушания - будь то бананы, или истинно китайский чай - критикуются, нормы красоты - от атласной кожи негроидов, их одежки и манер до изуродованных маленьких ног китаянок и причесок японок - описывается как обряды дикарей; одежда - особенно женская обрисовывается до мелких деталей, образ жизни - подмечается будто бы любопытным соседом (в некоторых местах Гончаров со спутниками просто вламывались в простые жилища -посмотреть как и чем живут эти люди, читать интересно, но опять же характеризует путешественников не меньше, чем аборигенов).

    Сам маршрут тоже удивителен: зайдя в Британию ( попав кстати в Лондоне на похороны Веллингтона), продегустировав одноименное вино на Мадейре (хотя к слову довольно явно пропагандирует трезвость и трепетное отношение к своему желудку и качеству пищи), обогнув Африку, попав в болтанку штормов после, оценив Яву и Сингапур, впечатлившись гвалтом Шанхая и наоборот, не впечатлившись скудным селением Нагасаки, гордо именуемое портом (хотя там, как мне кажется более всего угнетало их бюрократическая машина Японии, затянувшая до невозможности все согласования: "Из Едо на этот счет не поступило никаких распоряжений..."), фрегат потом еще довольно долго покрутился по островам Тихого океана (интересен был, к примеру их поход на табачную фабрику манильских сигар), прежде чем попасть к российском уберегу. От того, что было интересно автору, многое можно сказать и о нем самом: к примеру о матросах миссии он интересовался не более, а даже менее, чем о наполнении стола в кают компании (вестовой Фаддеев почти единственный удостоен описания, зато о консервах и курицах почитаем подробнейше), о комфорте он давал характеристику в каждом отеле более, чем о природе вокруг (разбитая форточка, москиты, приключения с душем и т.п.), состав питания, фрукты, порядок передвижения по суше - вот на что он акцентирует внимание на остановках. Также много уделяется места описаниям образа жизни местных, их религии, миссионерским действиям, общению с торговцами, азарту и азартным играм, отношению меду полами. Гончаров не ходит по музеям и экспозициям, но в шумной толпе, кафетериях, церкви, других местах скопления народа его заметить нетрудно. Этим манера описания отличается от прочих, восторженных, рвущихся в приключения авторов и их героев. В итоге - можно увидеть любопытный взгляд на мир середины девятнадцатого века, чем-то похожий на современные пристрастные тревел-блоги о путешествиях.

    46
    1,1K