Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним11 июля 2020 г.Президент Сноу живёт в дистрикте 12.
Это всё, что нужно знать об уровне абсурдности происходящего в данной книге. И хотя я бы не сказала, что приквел "Голодных Игр" получился полным днищем, но могло быть и лучше.
Итак, что мне понравилось:
● Подробно рассказывается, насколько отвратно были организованы и сами игры, и сопутствующие им мероприятия в прошлом. Никаких вам платьев, поездов на магнитной подушке и тусовок с обжираловкой: трибутов привозили в обычном товарняке, как мешки с картошкой, морили их голодом и содержали в клетках зоопарка, так что до начала игр половина из них были недееспособны, а то и мертвы. Казалось бы, разве может быть что-то еще хуже, чем то, как проходили игры в оригинальной трилогии? Оказывается, может. Ранние Голодные Игры - тот еще трэшняк.
● Часть событий в книге служат своего рода предысторией возникновения The Hanging Tree - песни-"визитной карточки" всей серии. Кто сочинил эту песню, каким событиям она посвящена, почему ее запретили - всё это объясняется в приквеле, и мне получившееся объяснение очень нравится. Откуда вообще взялись песни в Дистрикте 12? Оказывается, всё это дело рук неких кови (covey в оригинале) - странствующей группы артистов, когда-то путешествовавших по стране, а после войны вынужденных засесть в дистрикте. (Ну а откуда в таком якобы жестоком мире со всякими вечными войнами и восстаниями вообще внезапно взялись странствующие артисты в цветастых нарядах - даже не спрашивайте.)
● Параллели с событиями оригинальной трилогии. Помните, как Гейл предлагал Китнисс сбежать из дистрикта и жить в лесу? Ну так вот, здесь персонажи тоже пытались выполнить эту мечту, вот только никакой идиллии в лесу у них не получилось. Приквел словно бы прорабатывает сценарии, которые могли бы произойти в истории Китнисс, но не произошли.
● Сообщается, кто и при каких условиях придумал Голодные Игры. И тут оказывается, что у жителей Капитолия таки есть совесть: сам создатель Голодных Игр считает это дерьмовой затеей и явно стыдится того, что ее придумал.
Вот и все, в принципе. Теперь о том, что в приквеле вышло не столь удачно.
Минус первый. Сноу - главный персонаж. Для многих это огромное разочарование. Сноу был отличным самобытным персонажем-злодеем, которого ничуть не портило отсутствие предыстории. У него были вполне ясные взгляды на жизнь, власть и историю, которые не требовали дополнительного обоснования. У многих не возникает никакого желания сочувствовать ему, особенно если учесть, как топорно описаны его переживания в первой половине книги (жрать, хочу жрать, о, халявная еда! о, этой девке лучше бы победить в Играх, а то меня в универ не возьмут. блин, денег нет. ну, может хоть родители друга подкинут?). Все, о чем он думает - это где бы пожрать и разжиться деньгами. Юный Сноу совсем не пробуждает никакой эмпатии, потому что уже с молодости в нем есть этот холодный расчет, желание во что бы то ни стало пробиться наверх , почти полное отсутствие сострадательности. Он ни о ком не заботится больше, чем о себе любимом. Тем алогичней и бредовей кажется введенная любовная история.
Минус второй. Кринжовая любовная история. Как только выяснилось, что Сноу приставлен ментором к девушке из 12 дистрикта по имени Люси Грей, я первым делом взмолилась: "Только, пожалуйста, не надо приплетать им любовь". Однако любовь таки приплелась, и боже, насколько же она неуместна! Чувства Сноу к Люси Грей от начала до конца были полны пресловутого расчета: она должна победить в первую очередь для того, чтобы открыть Сноу путь к богатству и успеху, и он сам постоянно думает об этом даже в минуты, когда якобы проникается к Люси нежными чувствами. Окей, я могу понять его интерес к ней: она такая яркая и необычная, ворвалась в его жизнь, обещая этот самый успех. Но чтобы Люси влюбилась в ответ? Вот так вот просто, ни с чего? В парня, который просто курирует ее на бойне? Без каких-либо колебаний, не испытывая к нему ни малейшей враждебности? Не знаю, с моей точки зрения, это было неправдоподобно. История их любви мне запомнилась только сильным финалом, показавшим, насколько они несовместимы. Вот это было здорово.
Минус третий. Мир никак не расширился. Из всех двенадцати дистриктов, каждый из которых можно было бы показать подробнее (черт, да по каждому дистрикту можно писать отдельные серии, как в книгах по вселенной Метро 2033), как вы думаете, о каком же дистрикте будет идти речь добрую половину приквела? Конечно, только о двенадцатом, ведь на нем свет клином сошелся. Да, с одной стороны, нам показывают, как давно в этом дистрикте зародились первые искры сопротивления, и это помогает обосновать, почему именно с этого дистрикта в будущем началось восстание. НО. Требовалось ли это дополнительное обоснование? Из оригинальной трилогии и так понятно, что Дистрикт 12 - самый угнетаемый и бедный, поэтому народ там более всего был склонен к бунту. Думаю, приквел здесь только выиграл бы от множественного ПОВа - если бы, допустим, параллельно была введена линия с историей ментора или трибута из других дистриктов. Определенный потенциал был в истории Сеяна Плинта (из-за отсутствия официального перевода пока что пишу его имя так по аналогии с Луцием Сеяном, у которого это имя явно и позаимствовали - не даром в их истории есть общие места) - сына богатой семьи из Дистрикта 2, переехавшей в Капитолий. Сеян в 10-х Голодных Играх был вынужден стать ментором собственного одноклассника из Дистрикта 2 - воистину чудовищное стечение обстоятельств. Но поскольку Сеян и его трибут - персонажи чуть ли не третьестепенные, вся эта драма описана так мимоходом, что не получается ей полноценно сопереживать. Более того: Сеян местами даже раздражает со своими благородными порывами. С точки зрения Сноу, глазами которого мы видим всю эту историю, парень вообще болван: радовался бы, что ему посчастливилось родиться в богатой семье и попасть в Капитолий, а он вместо этого все порывается бунтовать.
Минус четвертый. Современные реалии. Мне нравилось читать о Панеме как о каком-то отдаленном абстрактном мире будущего, мало похожем на наш. И вдруг... Сноу едет в тралике (спасибо хоть не в маршрутке) и пересчитывает доллары. ДОЛЛАРЫ США. Да, возможно, придумай Сьюзен Коллинз свою валюту с другим названием, это было бы нелепо и излишне, но эти внезапные доллары США немного сбили меня с толку и подпортили атмосферу. Примерно так же меня удивила и первая песня Люси Грей с какой-то осовремененной лирикой типа "поцелуй мой зад", да и вообще тот факт, что вторая по важности героиня оказалась как бы футуристическим аналогом Тейлор Свифт. Определенно, это было не то, чего я ожидала от приквела Голодных Игр.
Минус пятый. Старые персонажи не раскрываются по-новому. Зачем вводить Тигрис, если про нее не сообщается ничего принципиально свежего кроме того, что она родственница Сноу? И что она добрая, да, но это мы и так знали по трилогии. Очень многое в ее истории требует пояснений: как окончательно разошлись их пути со Сноу, о котором она по-сестрински заботилась? Как произошло с ее лицом вот это вот все... ну, вот это вот:
Думаю, должен быть еще один приквел, а то и несколько. Иначе слишком многое приходится додумывать.
Что касается новых персонажей, то они в большинстве своем - пустышки. очень показательно, как Коллинз вводит в повествование остальных менторов Десятых Игр: несколько раз (три или четыре) перечисляет их имена списком. Как будто бы список имен как-то помогает запомнить этих персонажей и хоть что-то понять об их характерах. Не знаю, что произошло со Сьюзен, но в основной трилогии и менторы, и трибуты были так хорошо описаны, что я и сейчас, лет десять спустя, помню, как кого звали и кто из какого дистрикта был.
В целом хочу сказать, что читать приквел мне понравилось. Возвращение в страшный мир Голодных Игр было долгожданным и вовсе не таким разочаровывающим, как можно было предположить. Мне кажется, единственная причина, по которой эта книга может ну совсем НИКАК не понравиться, кроется в самой природе читателя и - шире - человеческой натуры, требующей хлеба и зрелищ. Чего уж душой кривить: многим трилогия казалась захватывающей только из-за самих Игр, описанных с точки зрения одной из непосредственных участниц. Подсознательно (а то и сознательно) люди того же ожидали и от приквела. А тут, видите ли, оказалось, что в приквеле сами Игры занимают не центральное место в повествовании, а скорее эпизодическое, и видим мы их не глазами участников, а глазами скучающего зрителя. Как же, нам ведь хочется саспенса, да еще чтоб арена была со всякими мутантами и внезапными убийствами! А то тут какой-то Сноу в школу ходит, эссе пишет, на троллейбусе катается, ну и где-то между делом посматривает Голодные Игры - где это видано?!?!? Закономерно, что такие настроения отражаются и на оценке книг оригинальной трилогии: самые высокие - у первой и второй части, где в основном описаны действия на арене, и большую часть повествования тупо подростки убивают друг друга. А вот третья книга, с борьбой против деспотии, без красивых платьев и феерических телешоу, но зато с внезапно глубокими мыслями о власти, с идеей о том, как "один тиран сменяет другого тирана", не свойственной для YA-литературы, вдруг оценивается ниже всего. Почему? Да потому что нет в ней того хлеба и зрелищ, что были в первых двух частях. И нет его в приквеле. Есть только жестокая действительность и изнанка Голодных Игр, и вот когда читателю показывают эту изнанку, ему внезапно не нравится. И тогда на гудридс пачками летят отзывы в духе "фууу я не хочу читать про Сноу", "фууу где сами Игры".
Грешным делом мне даже кажется, что будь этот приквел написанной под копирку историей участия любого другого трибута в более поздних Голодных Играх, ну, с платьями и вкусной жрачкой, то народ был бы удовлетворен. И меня это расстраивает. Эпоха Древнего Рима вроде бы уже давно позади, а большинство все так же готово охотно наблюдать за боями гладиаторов.
Я же рада, что приквел не пошел по этой дорожке. Очень жду экранизацию - может, она сгладит некоторые из упомянутых косяков книги (вроде невыразительных второстепенных персонажей). Ну и конечно, интересно, что будут делать с песнями, которых тут ну ооооочень много.Содержит спойлеры251,8K