Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним10 июля 2020 г.Соломенная драма
Для меня это первый хонкаку-детектив, но не первый японский детектив. Прочитанный когда-то сборник замечательных детективов Эдогавы Рампо вселял робкую надежду.
Начну с хорошего. Автор молодец, так как ключевую деталь честно скрывает не только от читателя, но и от всех персонажей. Книга действительно представляет собой некоторую головоломку. Если читать внимательно и каждый день (без больших перерывов), читать и разгадывать будет интересно.
Провальных или сомнительных моментов в книге при этом вполне хватает.
Чем дальше, тем больше роман напоминает японский сериал, в котором в определенные моменты какой-нибудь страшно умный персонаж поясняет зрителям каждый логический шаг, вплоть до дважды два - четыре (как например в "Тетради смерти"). Вишенка на торте - схемы, приведенные в книге. Хорошо, если так и задумывалось.
Сцены на острове, на котором собралась компания студентов, - это вообще жизнь в вакууме, причем не простом, а в специальном волшебном писательском вакууме, где убийца проходит за спиной героя, который, широко раскидывая руки, одевает куртку и нарочито смотрит в другую сторону, если не в себя. (Это собирательный образ, не спойлер, такой сцены в книге нет). Вакуум еще и потому, что в эпизодах на острове все персонажи и эмоции неживые и неразличимые. Если в диалогах четко не указано, кто говорит, реплики сложно соотнести с героями, настолько они безликие. В результате страшная трагедия, которая разыгрывается на острове, по степени трагичности скорее напоминает перестукивание сухого бамбука на ветру.
Еще одна задумка автора - безобидная и интересная сначала, в конце книги, когда зрителям раскрываются все карты, очень мешает. С самого начала нам говорят, что студенты, отправившиеся на остров, пользуются псевдонимами - именами известных авторов, писавших детективы. Понятно, зачем автор это сделал. Только этот прием еще больше отрывает персонажей от повествования, а когда в книге говорится о студентах с использованием их обычных имен, невозможно понять о ком идет речь.
Неожиданный поворот в конце книги настолько неожиданный, что это уже не неожиданный поворот, а автор просто резко скидывает читателя с обрыва, который до этого на протяжении всей книги был тщательно закрыт плотной шторой.
Поскольку японская культура сильно отличается от европейской и российской, сложно понять, в чем проблема: в различных менталитетах или в просчетах автора.
Например, с определенного момента в голове застревает вопрос, а почему герои не поехали на остров? В "10 негритятах" это понятно, но тут совсем не логично. Герои явно поняли, что с высокой вероятностью их друзьям может угрожать опасность. Добраться до острова несложно, самое страшное - они потратят на все день, но они этого не делают. И автор никак это не поясняет.
Или другое. На острове происходят серьезные очень опасные вещи. Простой выход - ночевать всем в общем зале, выставив дежурного и заблокировав двери. Если убийца внешний - он не сможет пройти, если один из них, такая организация сильно осложнит убийце дело. И тем не менее ребята ничего не делают. Похоже, они не осознают уровень опасности.
В целом книга читается не тяжело, но не могу сказать, что "проглотила" ее за несколько дней. Какая-то динамика и действие происходят в основном на земле. Несмотря на то что самый ужас творится на острове, события не цепляют, так как сами герои воспринимают их как-то без паники. Автор пытается вводить панику и истерику, но получается неубедительно, так как она нерезультативна: персонажи психанули и ничего не сделали. Также неубедительно и бесцветно выглядят жизненные драмы некоторых героев книги. Есть неожиданный поворот, но автор подводит к нему очень неумело.
Опыт интересный, но больше тратиться и тратить время на такие детективы желания нет.6398