Рецензия на книгу
Вероника решает умереть
Пауло Коэльо
Аноним9 июля 2020 г.Бессмысленный пафос и романтизация психических расстройств. Пособие для НИТАКОЙ КАК ФСЕ!!!
Вписывание истории в исторический контекст, психологизм, мотивация героев - это всё, чего в этой книге нет. Противоречия и несостыковки - вот чего здесь в избытке. Я полна бессистемного бомбежа на все происходящее.
Итак. Главная героиня Вероника пытается совершить самоубийство. В результате оказывается в Виллете.
Вот как он описывается в начале книги:
Виллете - знаменитый приют для душевнобольных, пользующийся дурной славой...Виллетте стало символом худшего, что несет с собой капитализм, чтобы получить место в клинике, достаточно было заплатить.
Многие, кто желал избавиться от кого-нибудь из членов семьи из-за споров по поводу наследства (или, скажем, по причине компрометирующего семью поведения) готовы были выложить солидную сумму, лишь бы раздобыть официальное медицинское заключение, согласно которому дети или родители, явившиеся источником проблем, помещались в приют.
Обзац спустя:
Виллете - это было такое место, откуда никто никогда не пытался бежать. Зесь бок о бок находились настоящие умалишенные, угодившие сюда по решению суда или переведенные из других больниц, и те кого объявляли или те кто сам притворялись сумашедшими... в газетах то и дело мелькали сообщения о всяческих злоупотреблениях в стенах клиники, о дурном обращении с больными, однако ни разу ни одному журналисту не удалось добиться пропуска в Виллете...
И вот на этом моменте я поняла, что чтение будет не из приятных.
Первый вопрос по поводу журналистов. Им нужно официальное разрешение? Серьезно??? Нужно ли объяснять, что проникнуть в больницу, куда людей сдают за деньги труда не составит.
Кстати об этом. Вы - гипотетический неугодный родственник, которого запихнули в эту больничку, но сбежать Вы не пытаетесь. Почему? Потому что.
Это можно было бы объяснить, например, если бы пациентов накачивали чем-то. Но нет, мы же в ванильной книжонке, поэтому здесь будут рассказы о том, как там страшно, но ни одного описания проявления карательной психиатрии.
Единственное что можно как-то к этому отнести инсулиновая кома, которая на самом деле полет в астрал и вовсе не страшная, и электрошок, который в принципе тоже ничего. Пациенты пьют кофе, гуляют, общаются. Нравы этой больницы отдельная история. Расхождение слов и действий, как выяснится, главный грех Коэльо.
Итак вернемся к сюжету. Главная героиня приходит в себя после комы и на сцену выходит еще один персонаж - медсестра. Медсестра рассказывает о своей родственнице, о которой никто не спрашивал, а потом
Меня интересует только выполнение моих обязанностей...отсутствующий взгляд человека, который делает свое дело
Следующая глава зачем-то вводит Пауло Коэльо как героя. И тут можно отметить только: больше пафоса Богу пафоса
Далее повествование возвращается к Веронике и мы должны бы узнать, почему она решила покончить с собой. Автор одаривает читателя еще одним перлом
...я опять начну ходить по тем же барам и ночным клубам, где все те же бессмысленные разговоры с друзьями о несправедливости и проблемах этого мира
Уверена, все в клубы приходят, чтобы мировые проблемы обсудить.
Вероника не такая как все и потеряла смысл жизни. Она решает довести начатое до конца. А далее, больше пафоса Богу пафоса х2 и не такой как все:
Мое состояние мне и так известно...Только это не имеет отношения к тому, что происходим с моим телом. Вам этого не понять - это то, что сейчас творится в моей душе.
Вероника узнает, что умрет через неделю (на самом деле нет). Казалось бы повод показать изменения в душе главной героини. Но здесь только великолепные мысли о том, что все великие были сумашедшими, не то, что эти скучные обыватели работа-дом-работа. Романтизация психических расстройств и "Мы не такие как все"
Больше пафоса Богу пафоса х3:
Я здесь ни для того, чтобы сохранить свою жизнь, а чтобы от нее избавиться
Именно так ведут себя люди, мечтающие уйти из больницы, чтобы совершить суицид.
А далее появляются мои любимые описания Виллете:
каждый здесь может говорить, что вздумается, делать что хочется...
В психушке, той самой, где пациентов мучают... В принципе логично (нет). Всё здесь снова для глубокой (тупой) мысли, о том, что люди скованны социальными рамками, а в психушке - свобода и рай. У них даже пианино есть!!!
Учитывая, что больница платная и недешевая, кто платит за Веронику непонятно (и не будет понятно). Да и зачем, добавим еще больше пафосных фраз. На цитаты растаскают. Ах-ах-ах я бедная-несчастная:
Проходить сквозь тысячу смертей каждый день, каждую ночь, и никто меня не пожалеет!
Ох, уж этот мне юношеский максимализм в 24 года.
Далее автор демонстрирует свою тупость и неумение гуглить. Из мыслей врача на серьезных щах звучит о теории сексуальности Фрейда и либидо. При том, что ко времени действия книги Мастерс и Джонсон по ней знатно потоптались и в научных кругах она дискредитирована. Но психиатр об этом не знает. Классика Коэльо.
Основную часть занимают философские и религиозные рассуждения, о качестве которых можно судить по этому перлу:
Он только этого и ждал, ведь, наверное, и Ему - Всемогущему Богу - надоело, что все отлажено до совершенства: если бы Ева не вкусила яблоко, что интересного случилось бы за эти миллиарды лет?
При том, что по библейским источникам время существования мира до Рождества Христова не превышает 7000 лет.
Вероника тем временем, хоть и хочет умереть, попыток сбежать не предпринимает. Играет на пианино для шизофреника Эдуарда. Мастурбирует перед ним (как доказательство того, что она не скована моральными нормами?)
Вдруг оказывается, что Эдуард, который ни с кем не говорил годы (хотя все-таки говорил), все понимает. В больной фантазии Коэльо шизофрения - это просто когда человек хочет уйти в свой мир и молчит.
Далее великая любовь с нихрена и эта парочка уходит в закат. Разумеется, уйти из психушки вообще не проблема. Больному шизофренией естественно не нужно медикаментозное лечение,любовь же лечит. Вероника всех и всё "изменила". Пафос.Пафос.Пафос.
HAPPY ENDЧтоб я еще раз за книги Коэльо взялась, да никогда в жизни!
0172