Рецензия на книгу
Исповедь «неполноценного» человека
Осаму Дадзай
Аноним5 июля 2020 г.Японская литература всегда вызывала у нашего брата как минимум непонимание и как максимум отвращение. Эпосы читать тяжело, классическая поэзия отличается от европейской как небо и земля, мифология (в особенности пласт местных сверхъестественных существ и городских легенд) не похожа ни на одну другую. Казалось бы, двадцатый век должен принести облегчение. Для японцев это время синтеза западной и восточной культур и дискуссий об их балансе. В литературу из Европы пришло ощущение рубежа веков - "конца времён", - символисты, реалистические течения и, разумеется, корпус поднимаемых в прозе тем.
"Исповедь неполноценного человека" написана сравнительно поздно, после WWII. Это тревожный и болезненный текст, через который надо буквально продираться. В каком-то смысле его главный герой - тот самый европейский лишний человек (в отрицательном смысле этого определения), но действующий в японском контексте и менталитете. По всем законам природы и человека Оба Ёдзо не должен был существовать. Его контакты с миром представляют из себя лишь обоюдное разрушение.
Поток ассоциаций читателя естественен: Онегин, Печорин, Чацкий, Альцест, "Исповедь сына века" де Мюссе. Повесть полностью японская по содержанию, но она написана в европейской форме, знакомой нам традиции исповеди (очевидно, правда?). Знакомому с мировой литературой человеку форма поможет понять и проникнуться. Незнакомому? Ну, как говорил Джуд Лоу:
111,8K