Рецензия на книгу
La vie secrète des écrivains
Guillaume Musso
ELiashkovich4 июля 2020 г.Впечатления примерно такие же, как после "Конклава" Роберта Харриса, который я рецензировал в середине июня.
Как и Харрис, Гийом Мюссо своей "Тайной жизнью писателей" явно не метит в бессмертие. Его задача — развлечь массового читателя, пока тот едет в метро или валяется на пляже. Более того, автор даже в тексте романа об этом говорит — когда Рафаэль Баттай приходит на курсы писательского мастерства, какой-то мэтр учит его, что "главное — это стиль", а Рафаэль (в котором явно угадывается сам Мюссо) парирует, что главное — это все-таки история.
Историятут, бесспорно, хорошая, пусть и сильно клишированная. Загадочный писатель, который ушел из литературы на пике карьеры; пустынный остров, отрезанный морем от остальной Франции; фамильная тайна, которая не дает покоя целым поколениям — салатик получается довольно заветренный, но если освежить ингредиенты и заново все перемешать, выходит вполне съедобно. Вот у Мюссо получилось — история реально интригует и не отпускает до самого конца, а что от книжки такого плана еще требуется?
Осталось пояснить почему ставлю книге "четверку". Дело в том, что у Мюссо, как мне показалось, в сюжете все-таки есть очень серьезные нестыковки. В первую очередь, не совсем понятно, почему дело Вернеев не было раскрыто полицией по горячим следам (причем полицией супермотивированной, ведь там работал отец жертвы). Извините, но по авторской версии получается, что в парижских органах внутренних дел работают какие-то дебилы, а я в это что-то не верю. Менее значительных претензий тоже полно — например, забавляет, как нашедший любовь всей жизни и очень обеспеченный писатель спокойно отпускает любимую в смертельно опасные командировки в Сараево и Косово. Ну то есть я понимаю, что запереть ее он не может, что она не хочет просто сидеть дома, что ей нужно самореализоваться, но ведь самореализоваться она могла бы и каким-нибудь менее экстремальным способом, что устроило бы всех.
Из безусловных плюсов отмечу послесловие, где Мюссо пошагово показывает, как у него возник замысел романа и "из какого сора" рождались сюжетные детали. Ранее такое погружение в писательскую кухню видел только у Эко с его "Заметками на полях Имени Розы". В какой-то степени вот это послесловие Мюссо мне показалось даже интереснее и ценнее, чем вся остальная книжка.
4/5. Прямо рекомендую, если нужно ненапряжно скоротать несколько часиков, но если хотите серьезный детектив, то лучше не надо.
P.S. Такие книжки обычно слушаю в аудиоформате (потому что ничего серьезного в таком формате, увы, не воспринимаю). Так вот, чтец Иван Литвинов очень хорош.
0:528407