Рецензия на книгу
Последнее желание
Анджей Сапковский
Аноним2 июля 2020 г.«Ведьмак». Наверное, для многих почитателей цикла этот первый рассказ является не только каноническим, но и самым любимым во всей серии. Первый рассказ у автора с которого начались приключения беловолосого. Даже в последующих играх и сериалах историю о стрыге выделяют и не опускают своим вниманием как яркий эпизод в истории.
Основа самой истории взята из сказок, есть масса примеров, когда в сказках герою нужно провести с проклятым ночь или несколько ночей чтобы снять проклятие, далеко ходить не надо, можно вспомнить Бажену Немцову или Гоголя.
«Крупица истины». История вольно интерпретирует сказку о «Красавице и чудовище» и тут автор просто великолепен, так метафорически пересказать историю это надо уметь, хотя по сути сделал он это просто и элегантно. Во-первых, превратил Красавицу в настоящее чудовище, во-вторых развил историю Чудовища (в книге его зовут Нивелленом). Пофантазировал на тему почему парня в свое время прокляли и что могло с ним случиться в мире темного фэнтази. И в-третьих не забыл про купцов их дочерей и злополучные аленькие цветы (у Сапковского это голубые, редкие розы). Оказывается, (кто бы сомневался) купеческие дочери «милые, пригожие» те еще развратницы.
В общем путешествующий ведьмак набредает сначала на растерзанные трупы купца и девушки, а затем находит дом и странного хозяина похожего на медведя, который может управлять своим умным домом, в общем все как в сказке. Затем узнает историю хозяина и между ними даже возникает своеобразная мужская симпатия, потому-то хозяин хоть и урод, но не чудовище. Чудовищем оказывается новая девушка Нивеллина. Но ослепленный любовью монстр этого не замечает, впрочем, как и Геральт сначала.
Примечательно что автор изящно обыграл множество сюжетных поворотов и его история еще больше правдоподобна и органична чем сама сказка, в ней даже больше моральных составляющих. Взять хотя бы вопрос о снятии проклятия куда как правдоподобней и жизней есть концепция чтобы расколдовать проклятого надо не обрести свою любовь, а убить ее.
«Меньшее зло». В этой истории автор пошел еще дальше, за основу взята история о Белоснежке, вот только это не каноническая Белоснежка. Тут уж автор порезвился на славу, да присутствует зеркало, злая королева, семь гномов и т.д. Вот только героиня оказывается не мягкой и пушистой зайкой, а после всех перенесённых бед логично оказывается злой и беспощадной разбойницей. В книге Белоснежку зовут Ренфри и она убила лесника который завел ее в лес и пытался изнасиловать, потом убила королеву и отца, затем расправилась с королевичем спасшим ее от заклятия колдуна и на закуску возможно в пьяной драке расправилась со всеми семью гномами, как вам такой поворот братья Гримм?
Геральт приезжает в Блавикен где встречает своего старого знакомого колдуна Стригабора, который просит его расправиться с «чудовищем», а по факту с несчастной девушкой которая хочет отомстить колдуну за ведьмины чистки, который тот проводил когда-то. Именно колдун упрятал во гроб хрустальный Белоснежку этой вселенной. Но Геральт отказывается, но все равно Предназначение сталкивает его с разбойницей, которой он симпатизирует больше чем колдуну и все конечно закончиться по ведьмачьи.
Нравиться концепция, выдвинутая автором, зло есть зло, меньшее большее, неважно. Когда нужно выбрать между меньшим злом и большим, лучше не выбирать вовсе. И все равно выбирать придется, если ты не злодей, которому на все наплевать большее зло заставит выбрать.
В сказках безбожно врут, люди которым на долю выпадают тяжкие испытания не становиться добрыми и благородными, они становятся кровожадными и беспощадными. Страдания оставляют шрамы, и кожа от них грубеет и душа. Вот так и принцесса Белоснежка после всего что ей пришлось пережить станет скорее не доброй принцессой, а злобной бестией.
«Вопрос цены». Еще одна ключевая история для всего цикла, именно с нее начинается история Цири, с нее читатель узнает про Предназначение и «право неожиданности», с нее начинается история Эмгыра – императора Нильфгаарда и вообще это можно сказать предыстория всей дальнейшей саги. И все потому что ведьмака занесло в небольшое княжество Цинтру и потому что тамошняя правительница Каланте не верила в предназначение.
Образ Каланте довольно интересный, сильная женская личность, хотя и немного раздражающая своей непреклонностью и бараньей упёртостью.
В истории обыгрывается вопрос – «можно ли купить ведьмака?», моральные и этические вопросы в цикле Сапковского возникают часто и пусть даже это истории для взрослых, причем для циничных взрослых, тем не менее истории рассказывают о правильных вещах о морали которой стоит придерживаться всегда о том, что нужно выработать для себя правила и придерживаться их, пусть даже придется чем-то жертвовать, но в то же время быть гибким в своих суждениях.
«Край света». Рассказ, в котором впервые появляется друг Геральта – трубадур Лютик. Вместе они путешествуют в поисках работы и набредают на деревню, которую донимает дьявол или черт. В образе черта оказывается сильван, он же фавн по имени Торкве. Вполне себе нормальный парень, хоть и козлоногий, с понятиями справедливости и чести. Еще в рассказе появляются эльфы и они мне чем-то напомнили североамериканских индейцев, те кто постепенно исчезает под натиском белого человека, но делает это красиво и благородно. Эльфы у Сапковского не такие как у Толкиена, пусть внешне и похоже, но это не небожители, это затравленные, но гордые существа, которые ощущают, что время их величия давно ушло.
Как и все рассказы о ведьмаке в нем есть скрытые смыслы и мораль, как в настоящих сказках. Не зря автор обыгрывает истории сказок, но зачастую его мораль куда четче и правильней, куда как жизненней.
«Последнее желание». В этом рассказе впервые появляется Йеннифер, образ женщины колдуньи получился объёмным, интересным и женственным.
Геральт и Лютик во время рыбалки вытаскивают сосуд с джином и дальше как положено три желания, колдовство, битвы и разрушения. В рассказе довольно много юмора, взять хотя бы то как автор обыграл первые два желания, или тот момент что ведьмаку пришлось сделать под чарами колдуньи.
Есть в рассказе и моменты, над которыми можно долго рассуждать, взять хотя бы тот момент как женщина может влиять на мужчину и сколько мужчина может выдержать от зловредной женщины? Образ колдуньи вовсе не милый и приветливый – это образ ведьмы, самовлюбленной и порой злой, преследующую свои цели и не приемлющую поражения. И тем не менее мужчины зачастую влюбляются именно в таких, как это не печально.
В историях о джиннах и трех желаниях меня всегда поражало как люди бездумно тратят свои возможности на глупые и бесполезные желания. Я понимаю, что дело просто в истории, не интересно будет читать про то как у загадавшего желание все ложится сразу успешно, а интересно читать про его неудачи.
«Глас рассудка». Рассказ разбитый на части, своеобразные интермедии предваряющую и дающие ритм каждому из шести рассказов сборника «Последнее желание».
Ведьмак после битвы со стрыгой находится на излечении у своей подруги настоятельницы храма богини Мелителе – Ненеке. По ходу дела он вспоминает истории, связанные с тем или иным делом, делится мыслями с Ненеке, потом с приехавшим наведаться Лютиком.
Попутно пытается не вступить в ссору с рыцарями белой розы. Рыцари этого ордена пытаются отделать от ведьмака прогнав его с земель сюзерена. Ведьмак же пытается уклонится от ссоры и следует гласу рассудка.
Как же здорово снова вернуться и перечитать истории о ведьмаке, помню в первый раз это было отличное приключение, теперь же спустя годы пусть многое и позабылось, а многое помнится все равно перечитывать очень интересно.4118