Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фата-моргана любви с оркестром

Эрнан Ривера Летельер

  • Аватар пользователя
    ChadoBryun30 июня 2020 г.

    Щепотка волшебства, краски образов, пуд иронии, смерть в награду

    Вступление мысли (поджигаю запал)

    Остались смешанные чувства. Каждая фраза доставляла наслаждение после того, как вдумчиво её распробуешь, но нельзя сказать, что эмоционально цепляет только история любви одних персонажей или только история социально-патриотического возмущения в душах других персонажей. Ривера Летельер пишет не просто хорошо — волшебно, образно, иронично.

    Взрыв мысли

    Волшебство заключается в том, что любая история у него получается суперинтересной: про проститутку ли, про голубых или про бывшего солдата, про девственницу-русалку или рыжего кота-саксафониста. Пишу и восторгаюсь: вот бы стереть себе память и перечитать.

    Образность чилийского писателя граничит с живописью словами. Так и вижу Пампа-Уньон — забытый богом (и президентом) пыльный городок где-то на просторах Чили.

    Это местный эталон Тортуги шахтёров, живописанный со всем возможным мастерством: вольному воля, покупай шо хошь, продавай шо хошь: алкоголь, шлюх, оружие, музыку, место на кладбище. Или Дикий Запад южнее экватора, как подсказывает мне Рик из зала. В общем, в Чили я ни ногой.

    Ирония сквозит во всём: от первой главы, где умирает мать ГГ-ини (семья плыла на корабле, мать боялась утонуть, но умерла от сердечного приступа незадолго до прибытия в порт), и до последней главы, когда город становится призраком в глазах умирающей женщины (не той, что умерла в первой главе, другой, — и вообще в книга постоянно кто-то умирал, но это ничего, время было такое). Люди иронично умирают, рояли иронично уходят под воду, выпускница монастырской школы иронично селится через стенку от борделя, её возлюбленным становится посетитель этого борделя; самый брутальный оркестрант на самом деле гомосексуалист, во фляжке другого оркестранта — с вижу вылитого алкоголика, — не водка, а вода; мужчина одевает женщину под мальчика, чтобы заработать денег, женщина одевает мужчину под девочку, чтобы спасти ему жизнь; а младенец, которого назвали не в честь святых, как его ранее умерших братьев... Последнее, правда, их другой области, так что проехали. Время действительно было такое: постоянно кто-то умирал, и отношение к смерти было проще.

    Смерть даже можно расценивать как искусство. Главные герои — Бельо Сандалио и Голондрина дель Росарио — типичные Ромео и Джульетта: он умирает несправедливо, а она — от любви к нему. Это главное их отличие от других погибших в книге персонажей. Оно и понятно — ведь главные герои же. Их любовь никак не мог ждать счастливый конец. Голондрина — чистая и невинная снаружи, горячая и мечтательная внутри, эта фея только и ждала, когда же найдётся сильный мужчина, который будет достоен её страстной любви. Бельо, даром, что музыкант, в душе — настоящий бродячий кот, причём, такой же рыжий и потрёпанный жизнью, распутный и драчливый. Только такой и не побоялся бы подступить к сиятельной фее, только фея и могла подчинить этого кота себе. В общем, история их любви очень иронична и образна, мне даже жаль, что она меня почти не зацепила. А вот их смерть показалась мне прекрасной: если зрить в корень, оба умерли, потому что полюбили друг друга.
    Если бы они не полюбили друг друга, отец Голондрины вряд ли решился бы устроить покушение на президента, заехавшего с визитом в Пампа-Уньон, и оставить дочь одну. Его смерть - самая красивая, безумная и плачевная в последствиях.

    Дым выводов

    Только смерть и хороша в книге без всяких оговорок. Стиль интересный, но запутанный, любовь героев красивая, но не цепляющая, но скучать некогда, ведь вон, смотри, опять кто-то умер.

    Эпилог после эпилога (читать после книги)

    Эффект Фата-Морганы может длиться и множиться бесконечно, как бесконечно много чисел между нулем и единицей. И уже не стотысячная секунды поражает воображение - как? как могла эта женщина чувствовать и мыслить всё это за стотысячную секунды до взрыва? - а миллиардная. Это мгновение ещё короче, и женщина в него обозревает не только будущее (Пампа-Уньон и, возможно, Чили), но и скрытое в сердце вселенной невозможное прошлое. В эту миллиардную секунды женщина распадается на бесконечное число вариантов прошлого и видит: нет такого пути, который бы не привёл её к этому взрыву. И как бы бесконечно мала она ни была, наконец, и эта частица секунды подходит, будущее и прошлое схлопываются в одном мощном выбросе энергии - и почти с облегчением история заканчивается. Но только затем, чтобы после неё началось что-то новое. Фата-Моргана никогда не заканчивается, а Больший Взрыв на то и Большой Взрыв, чтобы после него начиналось что-то новое.

    7
    145