Рецензия на книгу
Потерянные души
Поппи Брайт
Rosio30 июня 2020 г.Калейдоскоп потерянных душ
После прочтения аннотации ждешь чего-то иного. Какого-то посвящения этим темным существам, у которых не осталось ничего, да и сами они в общем-то никто. Чисто пустые кровопийцы, которые убивают красиво. Но никакой там красоты нет. Не присутствует той эстетики убийства, что здорово удивила своими красками и кинематографичностью в "Изысканном трупе", здесь всё проще, быстрее и иначе. Нет и сумасшествия от чувств, как в "Рисунках на крови". Но и то, что человеческая душа - просто игрушка для детей ночи неверно. Автор аннотации слукавил, упростив представление об этой расе.
Вампиры Поппи Брайн - не нечисть, не ожившие мертвецы, а иная раса, которая существует бок о бок с людьми. У них даже есть общее: они умеют чувствовать, некоторые даже сопереживать, они стоят друг за друга и помогают друг другу. У них тоже принято следовать за лидером. Есть и одиночки, которым, впрочем, довольно тоскливо. Они живут бесконечно долго, если не влипают в неприятности или... Или тупо не недооценивают людей. И они, как и люди, разные.
Всё крутится и строится вокруг Никто - совсем ещё юного вампира, воспитанного людьми. Поппи Брайт рассказывает о том, как они рождаются, но не уделяет внимания тому, как и кем воспитываются. Что-то вспоминает Кристиан, что-то рассказывает Зиллах. Но и из этого можно сделать вывод, что история Никто далеко не редкий случай и вампиры частенько ведут себя, как кукушки, подкидывая своих детей в человеческие семьи. Ну а что им остается при таких-то последствий родов? Такой вот вариант. Мне было интересно, насколько влияет на характер и на становление личности то, что воспитывали люди. Пришла к выводу, что если и влияет, то в малой степени. У них тоже есть нечто вроде наследственности, когда черты передаются. В Никто, например, присутствует сила отца и упрямство и твердость на пути достижения цели, как у его юной матери, пусть он и не понимает сначала, куда его тянет. Он плывет по течению. Но недолго. Его лидерские качества и его сила проявляются довольно быстро. Он тот, кто ведет за собой. Как и Зиллах. Только вот последний совсем иной. У него нет сострадания к людям. Он развлекается. Он получает удовольствие от того, что делает. Он упивается властью и безнаказанностью. И тащит туда двух других - Молоху и Твига. Эти же как глина. Лидер лепит из них то, что может и хочет. Пока они с Зиллахом - у них одна жизнь. С Никто - другая. Существование без смысла и существование с целью - и то, и другое, оказывается, возможно и для тех, кто давно уже и сам себя считает потерянными душами.
Ещё один представитель вампиров - Кристиан. Он древний, одинокий, но с определенным моральным кодексом. Как раз из тех, кто сопереживает и сочувствует людям. Не всем, само собой. Но убивает он лишь по необходимости и старается избегать каких-либо стычек с людьми. Он старается не привлекать к себе внимания. Это полная противоположность Зиллаху и компании. Тут происходит забавная параллель с людским взрослением и отношениями между старшим поколением и молодежью. Зиллах со своей "свитой" реально напоминают трудных подростков, устроивших бунт, бессмысленный и беспощадный, против устоев и общественной морали. Они отвязные. Только у них к сексу, наркотикам, литрам алкоголя и рок-н-роллу добавляется ещё и кровь. Но в целом - бунтари-неформалы, только вот не ради идеи куролесят, а ради собственного удовольствия. Этакое существование с ощущением полной свободы и вседозволенности. Эх, не слушал Зиллах Кристиана, а ведь тот намекал, что ощущение всевластия и всесилья ложно. Что оно может погубить. Кристиан тут как папочка с ними: то отчитывает насчет секса без презервативов в конце двадцатого-то века, то ругается на то, что они, как безответственные дети, пьют всякую гадость до конца, хотя не могли не почувствовать, что это испорченная кровь. Вот и отравились. Жаль, что Зиллах был сильнее. В ментальном плане.
Такие вот вампиры. Брайт отлично раскрывает эту свою идею о том, что вампиры - разумная раса, просто другая, с другими потребностями. Но они не хуже и не лучше людей. Просто они вот такие. Что отмечает и Дух.
Стив и Дух - основные персонажи. Если из-за Никто всё начинается и раскручивается, то эти двое те, кого в водоворот этот втягивает. Они одни из немногих счастливчиков, то пережили встречу с вампирами и теперь знают, что они не одни тут разумные существа. Во многом это было предрешено, так как Дух - очень необычный молодой парень. Кто-то называет его медиумом, кто-то провидцем. Он по-настоящему связан с потусторонним миром. Он предвидит и чувствует, что на их маленький городок надвигается большая беда. Дух в этой истории меня привлекает больше всего. Он крайне необычен. Не только своим даром, но и особой чистотой. Он настолько чист душой, что его даже вампиры, что выпивают красоту и жизнь, а не кровь, трогать не стали. Ну а Никто гарантировал защиту ему и Стиву, пока жив сам. Стив же на меня впечатления не произвел. Обычный молодой парень-неформал, который встал на путь отрицания и саморазрушения, но при этом всё же до конца не сдается. И у него есть Дух. Внутренний ранен и почти сломан, но рядом есть во плоти.
Почему столько внимания именно персонажам? А потому что этот роман из тех книг, где сюжет вторичен. Он бы мог уместиться в несколько страниц небольшого рассказа. Куда важнее то, что происходит с героями, как внешне, так и внутренне. Каждая новая сцена что-то раскрывает. Это - калейдоскоп потерянных душ. Это мир неформалов, но в антураже мрачной и кровавой темной стороны нашей жизни с выдуманными страшилками в виде вампиров, которые отлично сюда вписались. Здесь даже Новый Орлеан выглядит темным и мистическим, как будто перенесенным из какого-нибудь мрачного произведения в жанре нуар. Это всё иное - безумное, падшее, потерянное. Но, как ни странно, не безнадежное. Концовка показывает, что можно не только потерять, но и найти. Но, увы, одиночество - обычный удел необычного. Драма.
Далее следует мой "Эпилог", написанный по доп.заданию в ДП:
Ещё двадцать лет спустя...
Если бы Никто мог предвидеть, как Дух, он бы скорее всего отогнал бы подобное видение, как наркотический бред - он снова в Потерянной миле. Он снова в том же баре, который теперь носит имя Кинси. Тот самый бар, где он впервые услышал вживую Стива и Духа. Мировыми звездами они так и не стали, но популярность среди определенного круга приобрели. Теперь их уже нет в живых. Вот оно - проклятие вечной жизни - терять тех, кто был важен и дорог. Когда-то он решил, что больше не будет привязываться к людям. Не получалось. То там, то тут встречались те, кто притягивал к себе, удивлял, волновал, пробуждал чувства. Но таких, как Дух, он больше не встречал никогда.
Люди менялись, как менялся и мир вокруг. Всё стремительнее и стремительнее. Оставаться в тени, продолжая играть по клубам, становилось всё сложнее. Интернет проник всюду. Везде тебя могли запечатлеть и растиражировать по многочисленным ресурсам всемирной паутины. Кстати, реально удачное название. Попадешь в паутину - уже не вырваться, пока не найдут и не сожрут. С другой стороны люди стали менее внимательны к реальной жизни, всё больше уходя в виртуальную. Что ж, Никто принял решение. Нужно на время вновь залечь на дно. Потом создать себе новые личности. Но это потом. Как славно, что сохранились такие заброшенные уголки, как этот маленький городок, которые оказались неинтересны тому новому миру, что бурлит в мегаполисах. Тут как-будто бы ничего не изменилось. Только жителей стало меньше. Но, всё также существует клуб, всё также в нём играют малоизвестные начинающие группы, всё также собирается неформальная молодежь. Это всё тот же рок. Но в этот раз Никто будет не на сцене. На дно так на дно. Он помнил Кристиана. Он встал за стойку бара. Твиг и Молоха приняли нынешнее положение дел и устроились в клуб охраной. Колоритную охрану заимел "У Кинси", ничего не скажешь.
Сегодня тихо. Вторник, только начало двенадцатого ночи, а все уже разошлись. Походу больше посетителей не будет, можно закрываться. Никто уже приготовился дать команду Молохе и Твигу проверить все помещения на предмет каких-нибудь заснувших алкогольным сном личностей, как дверь открылась и в бар вошла она.
Девушка подошла к стойке и грациозно присела на барный стул. Нога на ногу. Тоненькая совсем. И совсем юная. Ярко-красная помада, чистые голубые глаза, обведенные черными тенями, густо накрашенные ресницы, светлые волосы, собранные в высокий хвост, короткое черное платье в лучших традициях Коко Шанель... Красива.- Мне виски, пожалуйста, - обратилась к Никто вошедшая и улыбнулась.
Никто улыбнулся в ответ, взял бокал, плеснул на дно темно-янтарную жидкость и пододвинул к одинокой- И что же привело тебя одну в столь поздний час в наш скромный клуб?
- Я ищу вампиров, - ответила она.
Никто замер, уставившись на неё во все глаза. Его будто-то бы парализовало. Мгновенно в памяти возникли образы из прошлого, о которых он буквально несколько минут назад вспоминал. Зиллах, Энн и животный секс в фургоне, залитом кровью. Стив и Дух, ворвавшиеся в комнату Кристиана в Новом Орлеане и два удара, принесшие смерть. Кристиан, рассказывающий о матери и муках, в которых она умерла. Его накрыл ужас. Никто вынырнул из липкого болота прошлого и посмотрел на своих подопечных. Молоха и Твиг застыли, глядя на сидящую у стойки бара девушку хищными, голодными глазами. Никто отвернулся от них и посмотрел ночной г- Девочка, иди ты в жопу! - Резко сказал Никто. - Клуб закрыт!
И выхватив из её руки налитый бокал, опрокинул виски себе в горло. Ему вовсе не улыбалось стать новым виновником ещё одного витка уже когда-то случившейся драмы.532,1K