Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Crome Yellow

Aldous Huxley

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2020 г.

    дебютный роман хаксли и моя самая любимая его книга.

    тут такое дело, желтый хром — это сатирический роман, но поскольку его автор был ну, скажем, несколько неопытен, там хорошо прорываются всякие юношеские размышления, и выводы, и надежды.

    молодой поэт дэнис приезжает погостить в загородное поместье хром, где дают его владельца, который зарыт в старинные документы и пишет летопись всех предыдущих владельцев дома; его жену, которая увлекается астрологией и эзотерикой; их племянницу, которая вся такая загадочная и равнодушная вещь в себе и в которую, конечно же, влюблен и дэнис, и других гостей. там и художник, и писатель, и очень серьезная девушка, и кого только нет.

    как полагается в типичном задумчивом, меланхоличном английском романе — все ходят туда-сюда, беседуют, но не слушают друг друга, и находятся в отчаянии, осознают это или нет.

    впервые я прочитала ее, когда сама была довольно юной, и большинство персонажей мне не просто понравились, они либо говорили и думали ровно то, что думала я, либо говорили то, к чему я еще не пришла, но что находила удивительно резонирующим со мной, с моими ощущениями.

    я ее обожала. регулярно перечитывала, таскала с собой из квартиры в квартиру, пока почему-то не перестала к ней обращаться, а потом и книжка куда-то потерялась. и вот спустя миллиард лет один из книжных устроил распродажу литературы на англ, и у меня была уже полная корзина, но я решила долистать пару последних страниц — и тут на меня выпрыгнул хром. я не помню, насколько он был хорош в переводе, но в оригинале он очень славный. язык у хаксли прекрасный, даже когда он создает карикатуру, но случайно начинает дразнить себя.

    но я вообще о другом, возможно, не будь у меня всей этой истории из юношества, я бы не полюбила книгу сейчас, потому что, безусловно, такие романы чаще способны вызвать скуку и раздражение, а не симпатию. к тому же здесь ничего не происходит — я обычно это очень не люблю (хотя тут подумалось, один из самых любимых романов агаты кристи — это hollow, долина/лощина, такой же, как этот, роман, где происходит ровным счетом ничего, только все разговаривают и мучаются).

    хаксли говорит про нереализованные желания — дэнис влюблен в анну, но не решается признаться, мэри хочет секса, но скована соц условностями — которым можно не следовать, но снова, это книга-юность, и все очень драматично и совершенно нерешаемо. хаксли слишком много для тонкой книжечки говорит про искусство, религию, философию, часто устами персонажей постарше, как будто бы уверенно, но довольно наивно и с впечатлительностью, которую ждешь от кого-то, у кого пока не хватает опыта. ах — другие люди автономны, существуют сами по себе, разве не поразительно, что они не просто дополнительные персонажи в моей истории! ах — все воспринимают искусство по-своему, в зависимости от десятков, сотен факторов, и все одновременно правы и страшно ошибаются! ах это! ах то!

    получается такой памятник ушедшей наивности — самого хаксли, моей, чьей угодно, когда ты больше всего хочешь, чтобы тебя поняли, но отказываешься — или не можешь — говорить понятно. все в романе заперты в себе, а те, кто решается говорить искренне, выглядят глупо — или их такими быстро нарекают.

    все одновременно грустно, забавно, романтизировано, нелепо — книжка-картинка, которая напоминает о былом — и общем, и частном — и вызывает не столько ностальгию, сколько желание сделать фейспалм. но все равно нравится.

    мой блог

    7
    810