Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тарантас

Владимир Соллогуб

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2020 г.

    Ох, не знаю, что и думать. Повесть как повесть, сюжет как сюжет, поучения про то, как помещику устроить быт крестьян, приживалы и карлы из 18 века, чиновники, купцы, заграница... Я почему-то была убеждена, что это пишет какой-то славянофил-народник, и глава 20 "Сон" как будто подтверждала мои догадки. Пока я не дошла до ее конца. (Кстати, вопрос "и это всё?" там более чем закономерен.) Что это было? Гоголевская бричка превращается в тарантас, а он в свою очередь превращается в птицу, которая летит над бескрайними русскими просторами и несет на своей спине нового Чичикова, Ивана Васильевича, героя, над которым автор то ли подсмеивается, то ли возлагает на него некоторые надежды. (К слову, Иван Васильевич так витиеват и многословен в своих рассуждениях, что написать книгу путевых впечатлений для него - раз плюнуть, не понимаю, почему он с ней так страдает.) Славянская Россия будущего, князь в русском костюме допетровских времен, в чьем замке(!) помещается собрание картин арзамасской школы! Устав от благого дела, он отправляется в клуб.


    — В английский?
    — Нет, в русский.

    Писатели, в чьих творениях столько добросовестности, столько родного вдохновения, столько бескорыстия, столько увлекательности и силы, что нельзя не порадоваться их высокому и лестному значению в нашем обществе... И прочая, и прочая...
    Также вот такие перлы.


    И побороли мы и западное зло и восточное зло, пользуясь их же примером, и теперь, слава богу, Россия владычествует над вселенной не одними громадными силами, но и духовным высоконравственным, успокоительным влиянием...

    Просто прелесть, голубые мечты.


    — Вы шутите, князь.

    И вот тарантас опрокидывается в татарской степи, и я уж спрашиваю себя, не стеб ли это, не ирония ли над "судьбами россии"? Не кошмар ли ночной этот "Сон"? И ямщик, который


    огляделся кругом, нет ли где помощи, а потом хладнокровно сказал вопиющему Василию Ивановичу:
    — Ничего, ваше благородие!

    Имеет ли он в виду, что ничего, никого нет, и помощь не придет, или ничего, и не такое бывало, и все обойдется? Как это понимать? Соллогуб не очень-то известен широкому читателю (и мне в том числе), а он, между прочим, был знаком со всей тогдашней литературной и светской тусовкой и играл там не последнюю роль. Особых красот в "Тарантасе" немного, есть откровенно слабые или странные места (главы "Печорский монастырь" и "Нечто о словесности"), но также довольно точно схвачены характеры, колоритные цыгане, прекрасные купцы в трактире, многогранный русский быт 19 века.
    «Тарантас», — писал великий критик, — книга умная, даровитая и — что всего важнее — книга дельная!»
    Великий критик, разумеется, Белинский (в советских статьях он царь и бог). Соглашусь отчасти - книга умная, это точно, все русские пороки и добродетели описаны здесь с удивительным вниманием. Даровитая - не совсем, но некой прелести все же не лишена. Дельная? По теперешним временам в идейном смысле - возможно, а вот в практическом - вряд ли. В общем, книга обо всем и ни о чем одновременно. Что-то такое, что вроде бы и ничего, а не очень, вроде бы и понятно о чем, и в то же время не понятно, вроде бы слишком просто, а вроде бы и нет. Ну, почитать можно - для общего развития.

    0
    134