Рецензия на книгу
Шерли
Шарлотта Бронте
Anariel14 марта 2012 г.Ах, Шарлотта.. Умеет же писать, когда хочет. Умеет даже писать так, что читать необычайно приятно. Без религиозного чванства, поклонению серости, преувеличения чувства долга, постоянного поучительства и кидания из крайности в крайность. Мне нравится ее роман «Джейн Эйр», несмотря на многие недостатки. Но вот «Городок» я так и не смогла ни понять, ни полюбить. Религиозные экстазы главной героини, выпячивание гордости и показная добродетель (показная на страницах, для читателя, а не в делах) мне совсем не по душе. Я не могу понять той настойчивости, с какой Шарлотта отрицает красоту и наделяет ей исключительно отрицательных героинь, а положительных рисует серыми, но гордыми и независимыми мышками. Как будто эти два качества совершенно не могут сочетаться. В каком же мрачном мире жила Шарлотта, что написала такой роман!
От «Шерли» я ожидала того же, но этот роман гораздо светлее, человечнее. Главные героини такие разные, но обе живые и настоящие, сочетающие в себе достоинства и недостатки. В характере они в общем-то не противоречат идеалам Шарлотты, но при этом красивы. Священники здесь как негодяи, так и святые, а все мы знаем, как чтила англиканскую церковь писательница. Постоянно вспоминался «Север и Юг» Элизабет Гаскелл из-за схожей тематики фабрик, но в «Шерли» фабричная тематика выступает фоном для отношений героев, тогда как в прозе Гаскелл она занимает центральное место. Многие пишут, что первая половина скучна и затянута, но для меня все прошло достаточно ровно и интересно. Хотя это все же Шарлотта Бронте, некоторая фамильярность в обращении с читателем есть даже здесь, и за это я никогда не полюблю ее так, как люблю ее сестру Энн или Элизабет Гаскелл. Она как будто разговаривает с маленькими детьми, которые не знают ужаса и страха жизни, и только в ее словах есть жизненная истина.
Я так и не поняла, какой же из главных героинь Шарлотта симпатизирует больше. Нежной, чувствительной, тихой и покорной Каролине или же гордой, живой и независимой Шерли. Развитие характера Шерли происходило как-то неровно, а рассуждения об укротителе смотрелись как-то искусственно и натянуто. Излишняя чувствительность Каролины тоже пробуждает вопросы – а действительно ли есть такие барышни и можно ли так сильно переживать и буквально чахнуть на глазах? Но одно их объединяет – глубокий живой ум, нежелание подчиняться тирании и свое видение собственного счастья. Вообще тема места и роли женщины в «Шерли» раскрыта полнее, чем где-либо еще у Бронте. Три типа женщин рисует нам Шарлотта. Первый тип – женщины старой закалки, феодальных порядков, почитательницы долга и беспрекословного подчинения. Барышни Симпсон например или миссис Йорк. Второй тип – это Каролина и Шерли, женщины, согласные подчиняться только добровольно и только одному выбранному самостоятельно владыке ума и сердца. И третий тип в лице маленьких девочек Йорк, женщин будущего, которые не согласны подчиняться никому и хотят строить свою жизнь так, как им того хочется. Не случайно время действия романа – 1811 год. Такие натуры как Шерли только начинали борьбу за право собственного выбора пути, а девочки Йорк были пока что только девочками.
После «Городка» я Шарлотту не переносила на дух. Такое несовпадение идей и их воплощения долго отталкивало меня от остальных ее произведений. Но «Шерли» примирила меня с ее гордым духом, заставила забыть разочарования и вновь поверить в силу ее таланта. Как жаль, что по Остен и «Джейн Эйр» по два раза в десятилетие переснимают экранизации, а «Шерли» обошли стороной. Этот роман достоин ВВС, и, быть может, я еще доживу до хорошего мини-сериала. А пока остается еще роман «Учитель», и тогда я точно смогу определиться со степенью восхищения этой писательницей, хотя в том, что она достойна восхищения, я уже давно не сомневаюсь.
15128