Рецензия на книгу
Wolf Hall
Hilary Mantel
Аноним28 июня 2020 г.С волками жить
Мудро - скрывать прошлое, даже если нечего скрывать. Отсутствие фактов - вот что пугает людей. Больше всего. В эту зияющую пустоту они изливают свои страхи, домыслы, вожделения.
первая книга цикла, читать который я начала с "Внесите тела", и, пожалуй, это был джек-пот. Гораздо более яркие впечатления, большая искренность в описании характеров, более наглядная динамика событий. В "Волчьем зале" - все степеннее, неторопливее, и словно покрыто каким-то туманом, истинно английским туманом. Лица Кромвеля почти не видно, он предстает только в обрывках своих воспоминаний, в разговорах друзей и недругов и в последствиях своих действий. Возможно, оказывает влияние и параллельный просмотр сериала "Волчий зал", но впечатление скольжения по поверхности - очень сильное, не задевает и не заставляет размышлять так, как это было у меня с "Внесите тела".Большинство исторических персонажей, начиная с Анны Болейн и заканчивая помощниками Кромвеля уже наполнены для меня содержанием , характерами, эмоциями, и получая неожиданные поступки и странные рассуждения , невольно не знаешь как реагировать: пересматривать или принимать как данность. В "Волчьем зале" по сравнению с "Внесите тела" мне показался более интересным, ярким и значительным Генрих VIII, король неоднозначный, импульсивный, озабоченный продлением династии и мало обращающий внимания на политику, экономику, интриги советников и знати вокруг себя. И именно в такой ситуации нужны и кстати, люди , подобные Кромвелю. Умело распоряжаясь финансами, лавируя между амбициозными дворянами, всегда готовыми растоптать неудобного и острого на язык сына кузнеца, Кромвель в "Волчьем зале" не столько ищет личной выгоды, сколько служит на благо Англии. Последовательно и верно помогая кардиналу Вулси, он продолжает его линию в политике, но умело подстраивается под желания Генриха и Анны Болейн.
В "Волчьем зале" мне Кромвель показался несколько идеализированным персонажем- верное служение, практичность и при этом почти бессребреник, участник религиозных реформаторских движений, ухитряющийся сохранять лояльность к официальной религии, муж, хранящий верность погибшей семье. Переполнен образ и самыми разными талантами: мнемоническая система, позволяющая ему запоминать огромное количество цифр и данных, невероятный коммерческий талант, политическое чутье. За всем этим теряется живой человек, невольно начинаешь выискивать недостатки и слабости. И разочаровываешься - нет того накала и страсти в характере , которые очень понравились во "Внесите тела", все слишком правильно : амбиции прикрытые правильными словами, месть, завуалированная сочувствием, жажда наживы, спрятанная за интересами государства. Опасаясь быть растоптанным вспыльчивыми и высокомерными знатными баронами, Кромвель исподтишка наблюдает за ними, выискивает слабые места, посмеивается, но при этом в чем-то завидует и опасается.
"Волчий зал" - лишь упоминание в этой многостраничной эпопее, в нем не происходит никаких сюжетных действий, в нем лишь сосредотачиваются устремления Кромвеля, желание быть ближе к королю, быть равным с аристократами со столетней родословной за счет своего ума и талантов.
Очень вялым, схематичным и невыразительным показалось описание противостояние двух величайших Томасов своего времени: Мора и Кромвеля. Слишком обездушен Мор, слишком правильным и душевным преподнесен на его фоне Кромвель, их борьба - это лишь противостояние консервативного и живого, живущего будущим, слишком разное у них отношение к окружающим, и прежде всего к королю. Не показался мне "Волчий зал" таким живым, экспансивным и ярким как "Внесите тела", разочаровал и навеял скуку.
5767