Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Аноним22 июня 2020 г.In pricipio erat verbum...
"Имя розы” — результат огромных усилий, которые заслуживают быть, как минимум, на полке и, как максимум, в головах читателей со здравым разумом.
Ещё до начала самой книги, — на первых страницах, — предисловие, которое рассказывает об истории её создания и на какой реально существовавшей литературной работе времён королей строился сий труд. Даже на этом этапе становится ясно, что это не просто книга — это историческая работа, т.к. автор — учёный-историк и философ. После всех приготовлений у меня вспотели ладошки [которые потели не раз], и с трепетом приступил к самому произведению...
Структура романа раздроблена на 7 дней по 8 временных отрезков. На улице ноябрь, мелкий снежок падает на скалы, где разместилось аббатство десятки лет назад. Главные герои: Вильгельм — англичанин, бывший инквизитор, францисканец; Адсон — ученик Вильгельма, немец, также францисканец. В этой книге использован очень сложный и редкий приём повествования, где главным героем выступает не тот, от чьего лица ведётся рассказ. В данном случае, главный персонаж — Вильгельм, а POV (point of view) — Адсон. Этот приём использовался также Артуром Конон Дойлом, влияние которого значительно.
Прочитав немногим более сотни страниц, сознание шепчет, что без основных понятий философии, — термины которой употребляются в книге, — несведущему будет непонятна часть текста. Это, в совокупности с монашеско-христианским тиглем и массивными блоками об истории Италии, и является порогом, через который, по мнению Эко, должен преступить далеко не каждый, даже интересующийся читатель, — остальные же обязаны закрыть книгу. Жестко, принципиально, правдиво...
__________
Эта область далась трудней всего: средневековая лексика и латынь без перевода, описания событий из Библии и их теологическая трактовка, — всё это требует тщательного внимания.
С самого начала был изумлён тем, наскг прекрасно автор воссоздаёт эстетику и антураж описываемого в книге периода. Понимаю, был reference, но книга педантичным образом продуманная, с множеством ветвей и упоминаний о крестоносцах, католичестве, еретичестве, язычестве, орденах, императорстве и пр., которые создают неповторимую атмосферу. Приведу в пример одну сцену: “Вильгельм, при знакомстве со стекольщиком достаёт подаренные ему в прошлом очки, и стекольщик в восторге просит посмотреть на эту технологию, после чего они начинают обсуждать историю создания оптики.” — это маленькое ответвление от основного сюжета, но сколь оно познавательное. Есть и характерность, которую замечаешь только со временем: между строк книги есть как явный символизм, так и "закрытый". Всегда остаётся то, что понимает только искушённый читатель...
Книгу отличает спокойствие и невероятно детальнейшие описания сцен для ознакомления читателя с территорией, где будет несколько дней длиться история [это позволяет создать хороший сценарный фундамент]. Читая как автор описывает десятками страниц стены храма и её фресок, каждую оливочку в блюдах на вечере, перелистывание упругой запылённой страницы, я был воодушевлён и жаждал знать, что будет далее.
Умберто Эко — графоман. В книге использовано множество худ. приемов: аллегорий, сравнений и метафор; парадоксов; игры слов [даже на латыни, цитируя Христа]; отсылок; диалогов, превращающихся в монолог об истории всей Европы; силлогизмов, за которые сам автор устами героев себя и хвалит. Но при этом, когда в аббатстве появляется девушка, Умберто проявляет себя не только как учёный, но и как очень эмоциональный и чувствующий писатель, которому под силу изобразить переживания героя и эстетическое изящество, с невообразимой до тех пор детальностью и красотой. А описание сюрреалистического видения Адсона во время “Dies Irae”, — как аллегория на картины Босха, — где смешались все главные персонажи Священного писания, — отдельного изящества стоит...
Одна из основных, объёмных областей книги — философия. Не умещу весь посыл автора, но в этой работе множество рассуждений на тему морали и нравственности, на тему этики Христа, тему язычества, тему науки и религии, тему философии любви, философии юмора, предательства, бедности, в конце концов есть сцены (примеры) для наглядного объяснения мыслей автора. И на всём протяжении книги ученик Вильгельма вместе с читателем учатся логике и анализу на таких случаях. Симбиоз постепенного разгадывания истории и философских умозаключений увлекателен. Не перестану восхищаться Эко и скажу, что сложность и твисты сценарной работы в сюжете оценят даже мастодонты жанров, которые (жанры) в истории являются побочными. Подытожим...
“Имя Розы” — это сложная, мудрая, сильная, но при этом совершенная и красивая книга, впечатляющая свои великолепием и языком. Замеченные мною философские школы: Платон, Сократ, 50/50 Гегель. Но есть такие, которые упоминается и разбираются буквально в тексте, из самых именитых: Фома Аквинский, Апулей, Бэкон (Роджер) и наконец Аристотель, утраченная 2 часть сочинения которого, играет решающую роль в сюжете на ряду с влиянием литературы на человека как таковым...Содержит спойлеры4392