Рецензия на книгу
Часодеи. Часовой ключ
Наталья Щерба
Аноним9 марта 2012 г.Когда я пыталась сформулировать свои ощущения, мне на память пришла чья-то фраза о культуре нации: мол, по-настоящему великой можно считать ту нацию, которая насаждает новое, одновременно сохранив лучшее из старого. Это как раз то, что я хотела сказать про волшебный мир, вышедший из-под пера Натальи Щербы! Взяв за основу доброе, почти советское или чуть постсоветское детство с ласковой, невинной дружбой, детскими лагерями, песнями и походами и подав это памятное с детства блюда под новым, изысканным соусом часодейства, писательница создала удивительную книгу, которой хочется наслаждаться вновь и вновь.
Как и все гениальные находки, мир часодейства буквально лежал на поверхности. После приевшегося символизма Дэна Брауна, избитой мифологии Гарри Поттера читатели отчаянно ждали новых находок. И вот на помощь пришла сказка, основанная на часодейных эферах, цифрах, противостоянии двух планет и временных разрывах. Уже только ради одной свежести стоит вникнуть и влюбиться в мир часодеев (не путать с чародеями!).
5 наиболее интересных приемов, использованных в книге "Часодеи и часовой ключ":
1. Достоверно созданный детский мир. Наталья Щерба удивительно точно "наводит прицел" на выбранную возрастную аудиторию. Если та же "Поттериана" метит во всех читателей сразу, то возраст читателей "Часодеев" четко просчитан - это сказка для подростков от 9 до 15-16 лет. Взрослые, понятное дело, всегда тайком таскали книги у своих отпрысков, так что мы не в счет.
2. Яркие образы. Порой сказка может держаться всего на одном ярком образе, как в случае с "Королевством семи озер" Софьи Прокофьевой, которое мы обсуждали несколько недель назад. В случае с "Часодеями" читатель не будет разочарован, здесь свежих образов предостаточно. Чего стоит одна Белая Королева, которая выражает свои эмоции россыпью драгоценных камней: хорошее настроение - изумруды, печаль - рубины, злость - сапфиры. И, положа руку на сердце, кто из нас отказался бы от красивого "часолиста", в котором можно сделать свой уголок и тайком сбегать туда для уединения?
3. Интрига. В редких книгах антагонисты так явно перевешивают численностью и изворотливостью протагонистов. Более того, очень сложно довериться кому-то из героев, потому что мотивация большинства из них часто скрыта от читателя (но это не означает, что ее нет!). Эта интрига держит читателя в постоянном напряжении, заставляет бежать сквозь страницы к финальным воротам, которые часто оказываются лишь миражами в пустыне.
4. Игра от противного. С какой благодарностью автору я пишу этот пункт! Наталья, спасибо, что так ловко уходите от всевозможных клише! Иногда даже кажется, что писательница играет "от противного". Девочка наконец встречается с отцом, что можно ожидать от этой встречи - растроганных поцелуев и счастливых слез? Ничего подобного, скупые слова и пощечина! Василиса блестяще сдает тест на часодейство, следует ожидать, что она поступит в школу, но этого не происходит. Действие начинается в волшебном мире, кажется, там больше интересных идей для продолжения сюжета, но автор переносит героев в обычный детский лагерь. И так во всем - ожидания читателя оказываются перевернутыми с ног на голову, и стоять на голове, ожидая продолжения чудесной сказки, очень интересно!
5. Красочность языка. Когда кажется, что все прекрасное уже создано, Наталья Щерба опровергает это ошибочное предположение. Замки Чернолют и Черновод, РадоСвет, фейры и тонкороги, зачасование и Чарования, фея Светлого Образа и фея Темных Мыслей - эти такие знакомые названия вызывают близкие и понятные каждому российскому читателю образы.
В целом, книга "Часодеи" напоминает волшебный лабиринт, в манящих глубинах которого хочется потеряться, чтобы бродить до рассвета в поисках Алого Цвета. Здесь есть все, что нужно для настоящего приключения, - коварство и интриги, загадочные существа, волшебные замки и населенные чудесными созданиями деревья. И помощь обязательно приходит тем, кто ее ждет, - как всегда бывает в доброй, хорошей сказке!
18130