Рецензия на книгу
Who Fears Death
Nnedi Okorafor
Аноним21 июня 2020 г.Ни одно существо не бывает счастливо в рабстве
На прилавках книжных магазинов, да и в интернет-магазинах сейчас очень много разнообразной литературы, но "африканское" фэнтези я вижу впервые. Непривычно было читать подобное произвеление, но оно вполне неплохое, если отбросить мелочи.
Скажу сразу, если вы решитесь прочесть книгу "Кто боится смерти", будьте готовы к тому, что произведение очень своеобразное. Помимо того, что оно наполнено особыми африканскими мотивами, встречаются эпизоды, которые для людей с другим менталитетом, культурой и взглядом на жизнь, могут показаться дикими. Я местами тоже пару раз удивлялась, но потом, в процессе чтения, пришло понимание чужой культуры и чужих обычаев, и все "диковатости" отошли на второй план.
Сюжет произведения прост и в целом соответствует стандартному фэнтези: главная героиня Оньесонву, обладающая магическими способностями, вместе с друзьями отправляется в путешествие, чтобы победить главного злодея, из-за которого в мире далекого будущего идет ужасная война: племя нуру истребляет слабое, но многочисленное племя океке. О том, как проходит это путешествие, кратко сказано в аннотации, поэтому не стану повторяться, любой желающий и без меня это прочтет. В плане насыщенности событиями к произведению вопросов нет, там всё очень даже интересно, но вот к логике повествования вопросы есть. Оньесонву, иногда ведет себя очень глупо, и объяснения того или иного импульсивного поступка либо нет, либо оно сводится к примитивной формуле "сначала делаю, потом думаю". Диалоги героев тоже иногда непонятные: в предыдущей главе отношения между ними теплые, дружественные, а в начале следующей главы уже спор, да такой, что и непонятно, откуда он взялся. Было чувство, что автор не знала, как повернуть сюжет в нужное ей русло, поэтому придумывала такие вот пустые, никуда не ведущие диалоги.
Еще один небольшой минус книги - это язык. Не знаю, как у других читателей, но стоило мне прервать чтение на пару часов, ниточка повествования терялась, и я возвращалась в текст с большим трудом.
Несмотря на то, что это достаточно занимательное фэнтези, трудно сказать, чего в книге больше - вымысла или отсылок к современной жизни. Автор между строк, а иногда прямо поверх истории то и дело отсылает читателя к современным проблемам, о которых так активно кричат в Европе и Америке.
Первое, что бросается в глаза - это отношение к чернокожим людям. В книге племя нуру обладает светлой кожей, племя океке - черной. Нуру - правители, океке - рабы. Рабы взбунтовались, начался геноцид. Если обратить внимание на то, что сейчас проиходит в реальности, то картина схожая. Пусть рабства в Америке давным-давно нет, чернокожих там особо не жалуют, и это не секрет.
Вторая проблема - это отношение к женщине. О том, что жизнь женщины не ценится мужчинами и о том, что женщины лишены многих благ, в отличие от мужчин, автор пишет неоднократно: об этом свидетельствует и обряд одиннадцатого года, и беспорядочные половые связи, и отказ от обучения, основанный исключительно на гендерном признаке, да и многое другое. В Америке и Европе тема феминизма сейчас актуальна как никогда, неудивительно, что она звучит и в этой книге.
Впечатление от произведения скорее положительное, потому как всегда интересно открывать для себя что-то новое в уже излюбленных жанрах. История Оньесонву тоже интересна, пусть местами немножко нелогична. Думаю, что книга достойна внимания, особенно со стороны тех, кто не боится столкнуться с чужой культурой и хочет немного расширить границы привычного повествования.16465