Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бремя страстей

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним9 марта 2012 г.

    «Бремя страстей человеческих» роман бесспорно основательный, заслуживающий внимания, прочтения, и недаром включенный в сотню лучших книг на английском языке ХХ века.

    В книге затронуто много тем, расписывать все, наверное, не имеет смысла. Лично мне был интересен отрезок жизни, проведенный Филиппом в Париже. На примере небольшой группы художников – знакомых ГГ, рассмотрены разные варианты судьбы человека, стремящегося стать художником. Впечатлила история бездарной миссис Оттер, которая так любила живопись, что умерла из-за нежелания заняться чем-то более приземленным. Остальные приятели Филиппа преуспевали кто-то больше, кто-то меньше. Но все же подавляющая часть художников могла лишь мечтать о том, чтобы оставить свой яркий мазок в истории живописи. Неизвестность будущего, примеры истинного таланта Мане, Моне, Дега и Ель-Греко и прочих, вселяют надежду, и все же самый достойный удел для наиболее талантливых из них – писать портреты богатых заказчиков. Острое же ощущение прекрасного, так и останется ощущением, ему не суждено будет воплотиться в реальные произведения искусства.

    Из персонажей книги живо запоминаются Хейуорд и Кроншоу. Первый является ярким примером недалекого человека, чья любовь к искусству и высокопарные разговоры прикрывают собственную несостоятельность, глупость и бессмысленное существование.


    «Я встречал их в Латинском квартале в Париже и в пансионах Берлина и
    Мюнхена. Они живут в маленьких гостиницах в Перуджии и Ассизи. Их то и
    дело видишь у картин Боттичелли во Флоренции; они сидят на всех скамьях
    Сикстинской капеллы в Риме. В Италии они пьют слишком много вина, а в
    Германии - чересчур много пива. Они всегда восхищаются тем, чем принято
    восхищаться - что бы это ни было, - и на днях собираются написать великое
    произведение. Подумать только - сто сорок семь великих произведений
    покоятся в душе ста сорока семи великих мужей, но трагедия заключается в
    том, что ни одно из этих ста сорока семи великих произведений никогда не
    будет написано. И на свете от этого ничего не меняется.»


    И даже смерть этого человека была нелепа и бестолкова.

    Кроншоу же является ярким примером философа-алкоголика - «Mr. self-destruction», смело прожигающий жизнь, не раскаивающийся даже на смертном одре, верный своим страстям до конца. Жизненный пример.

    В романе угадывается множество личных переживаний писателя, так же ГГ обладает некоторыми чертами гомосексуального характера, хотел того автор или нет. Об этом говорят описания безобразных черт женщин, выбор любви-на-всю-жизнь в лице «высокой, худой женщины, с узкими бедрами и плоской грудью», склонность к самоистязанию.
    Несмотря на внушительное количество страниц и длительность чтения, я так и не смогла привязаться и проникнуться симпатией к главному герою. В основном отношение к нему ровное, хотя местами оно скатывается в отвращение, когда речь заходит о животном пресмыкании перед глупой, эгоистичной Милдред. Этот кусок книги вызывает откровенное недоумение, и, кажется, совершенно диссонирует с личностью героя, и, тем не менее, автор усердно и в деталях описал эти губительные отношения. Результат неутешителен: вот она единственная любовь ГГ, описанная в книге и названая «настоящей любовью». Даже те оптимистичные отношения, которые Филипп обретает к концу книги, он любовью назвать не может, просто симпатия, просто хорошо. И здесь, конечно, закрадывается мысль о том, что уродство у человека не только внешнее, но и внутреннее. Инвалидность и души и тела, хотя это глубоко мое личное мнение, не претендующее на объективность.

    И вот он, вроде бы хеппи энд, кажется, конец исканиям и метаниям. Автор завершает роман на оптимистичной ноте, но все предыдущие события, мысли и переживания ГГ, ставят последующее счастливое благоденствие под большой вопрос. Ведь счастье – это скорее состояние ума, чем внешние факторы. Прожив жизнь, полную страданий, тяжелых размышлений, и сделав вывод, что все лишено смысла, сможет ли Филипп с Салли свить гнездо и обрести покой? Хотя бы по примеру семейства Ательни. Автор дал читателю достроить линию их жизни на свое усмотрение…

    7
    46