Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь «неполноценного» человека

Осаму Дадзай

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июня 2020 г.

    Книга кажется мне созвучной недавно прочитанному "Письму к отцу" Кафки. Здесь также авторитетная, тяжёлая фигура отца с самого детства ломает излишне впечатлительного юношу. Художественная форма, развитие расстройства в течение долгого периода и, как ни странно, относительная краткость, выгодно отличают японского неполноценного человека от Кафки.
    Очень грубо говоря, книга про "избалован - кончишь в канаве", "грустный - кончишь в дурке". Но эти замусоленные мудрости напоминают смелые логические выводы из анекдота про спички и импотенцию. Ценность же книги в том, что она заполняет пропущенные звенья, наглядно демонстрирует, как такое происходит. Когда заходит речь о плохом конце, кажется, что к нему приводят зловещие и преисполненные драматизма события, которые уж точно никогда-никогда не произойдут в обычной маленькой жизни читателя. Дадзай же демонстрирует, что до пропасти совсем немного чуть неловких шагов, да и пропасти никакой нет, пока речь не заходит о преступлениях, вроде убийства или изнасилования. Вот герой не до конца стоит на своём, вот знакомится не с тем человеком, вот выпивает больше, чем следовало. Мелочи, но со временем их груз становится слишком тяжёлым.
    Отмечу, что несмотря на наблюдаемую динамику в, назову это, "социальном" падении героя, внутри себя он никуда и не падал, всегда был в аду. Ребёнок, ищущий расположения в строгой семье, выработал единственную стратегию получить внимание и одобрение - через клоунаду. Его багаж знаний о человеческих отношениях - необходимость притворяться и покоряться - есть, фактически, полное непонимание окружающих. Отсюда рождаются постоянная тревога и переутомление. Такое мироощущение не только не позволяет принять искреннее и доброе отношение к себе, но и не даёт противостоять реальному действующему злу. Именно последнее добивает героя окончательно, когда он оказывается не способен постоять за свой маленький мирок, где он недавно обрёл условный покой. Как тут не вспомнить, что "ад - это другие".
    В конце замечу, что не знал, пока читал, когда написана книга, и без сомнения считал её делом современника. Экзистенциализму уже сто лет, но поразительно, что в то же время, когда Сартр и Камю писали вещи выдающиеся, но хромающие художественно, Дадзай сделал как надо. Мне казалось, что такое невозможно без прошествия некоторого времени.
    Книгу рекомендую. Автора буду читать ещё.

    4
    1,1K