Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Xorek20 июня 2020 г.

    Привет, училка!

    Все мы так или иначе проходим этап школы. А некоторые ещё снова и снова возвращаются в учебные заведения, только примеряют уже на себя другие роли. Бел Кауфман была как раз и таких - вернувшихся, - и некоторое время проработала учительницей английского языка и литературы. Возможно, именно этот опыт и стал в определенный момент основой самого известного её творения, романа "Вверх по лестнице, ведущей вниз".

    Сюжет довольно прост: молодая девушка Сильвия Баррет практически с университетской скамьи попадает "кочующим" преподавателем в школу им.Калвина Кулиджа. Типичная школа в Нью-Йорке, стандартные учителя и ученики, вот только на лекциях по педагогике о реальных проблемах в сфере образования ничего не говорили и что с ними делать тоже не обсуждалось. Поэтому на протяжении всей книги мы следим от того, как меняется мнение мисс Баррет о школе, как и почему происходит отсев в школе, как вырастают ученики класса ОО.

    Интересен выбранный способ изложения. С самого начала нас встречает целый хор голосов, которые кричат. Кто- то кричит о своих проблемах, кто-то - о желании любить, а кто-то - чтобы завоевать больше внимания, кто-то - чтобы убедиться в своём существовании. И все они хотят быть услышанными. Первая глава представляется собой просто запись реплик, услышанных мисс Баррет в течение первого урока. Выкрики с мест, междусобойчики, требования рапортичек, постоянное прерывание урока чьим-то приходом - за всем этим голос и мысли самой учительницы почти не слышны.

    Каждая следующая глава посвящена уже какому-то определенному событию и его освещению с помощью различных бумаг. Это могут быть сочинения ребят, циркуляры от Адмирала Осла, записки из классного ящика или переписка учителей, а иногда даже просто обрывки из мусорного ведра. Благодаря разным источникам о каких-то моментах мы можем судить с разных точек зрения и получать более явную и яркую картинку.

    Сама училка высказывается только в письмах к подруге, причем ближе к концу они встречаются всё чаще и становятся всё подробнее и длиннее. Видимо, голос Сильвии окреп и уже перестал тонуть в бесконечных рапортичках, служебных записках и прочих бумагах. В конце каждого письма в постскриптуме Баррет приводит какой-нибудь факт о образовательной сфере Нью-Йорка, который бы лучше продемонстрировал школьные реалии. Это может быть объяснение, почему у неё в классе по сорок четыре человека вместо положенных тридцати трех или цифры, говорящие о соотношении поступивших в школу, окончивших её и поступивших после этого в колледж. И каждый раз этот факт становится ещё одним мазком в картине, обнажающей существующие проблемы.

    Но писательница не забыла и о том, что приводит учителей в школы и удерживает там. Это дети, которые со временем начинают ценить выстроившиеся с училкой отношения. Их изменения отчетливо видны в тех самых записках, которые они опускают в классный ящик. Кстати, угадывать, кто и как подписывал свои записки, тоже весьма увлекательное занятие.

    Прочитать книгу однозначно стоит, хоть в ней и нет моментально затягивающего сюжета. Зато она очень хорошо даёт понимание, что все мы люди: и учителя, и ученики. Напоминает, что мало ждать и хотеть быть любимым, но нужно и отдавать что-то взамен. Да и просто даёт шанс посмеяться и ещё раз убедиться, что вне зависимости от страны все госучреждения говорят на одном, только им понятном, бюррократическом языке.

    7
    273