Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монахиня

Дени Дидро

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июня 2020 г.

    Да не падут грехи родителей на головы детей!

    Такая классика интересна и сейчас! Автор произведения Дени Дидро – известный философ и писатель, современник Екатерины II. Монастырская тема на момент написания, а это 1760 год, была злободневной во Франции. Произведение опубликовано лишь спустя 12 лет после смерти писателя, который дожил до 1784 года (цензура, она и в Африке цензура). О появлении книги, о побудительных мотивах ее написания увлекательно узнавать также, как читать само произведение. Есть разные версии. Проведение написано в форме исповеди в письмах от монахини Сюзанны Симонен к маркизу де Круамару. С этим маркизом Круамаром Дидро и был в друзьях в реальной жизни, значит и Сюзанна – не вымышленный персонаж. А подставные письма от монахини – для выманивания маркиза, уехавшего в Нормандию обратно в Париж. Вторая версия – прототипом героини послужила реальная история жизни Маргариты Деламар, проведшей в стенах монастыря 60 лет, безуспешно подававшей в суд прошение о признании недействительности обета послушания.

    Неважны, в конце концов, предпосылки написания романа. Роман очень сильный, производит тягостное впечатление от неволи и порядков внутри монастыря. Целью написания книги было выявление и обличение церковных порядков, попытки донести правду, раскрыть глаза на существующие пороки, где-то даже реформировать устройство Церкви и круговую поруку святого семейства христиан. И правда, в послушники чаще всего шли не по призванию, а по нужде и против воли. Монахами/инями становились младшие дети в семье и незаконнорожденные дети, т.е. те, кому не нашлось места во внешнем мире. В романе ситуация еще хуже, Сюзанну упекают в монастырь не просто от бедности, а это ситуация, когда грехи родителей упали на головы детей. Вопиющая вещь, согрешившей матери всё сходит с рук, а бедному ребенку достается нелюбовь, гонения и бедность. По своей природе девушка была благочестивой и набожной, но призвания служить Богу не имела, заточение было губительной пыткой для нее. Если бы позволили бы Сюзанне, она хотела бы прожить обычной мирской жизнью, работать или выйти замуж, родить детей. Раз за разом она предпримет попытки выйти из стен монастыря, но спрут уже окутал ее своей сетью, церковь не отпускает своих жертв так легко. Из огня да в полымя, меняя настоятельниц и стены заточения, она попадает из одних рук в худшие; плохое обращение, издевательства сменяют извращенные посягательства. Монастырь – не всегда богоугодная уединенная обитель, защита от растления, в нем всё те же пороки света, только узаконенные и скрытые.

    Учитывая время написания книги, можно простить некоторую зашоренность произведению, излишнюю прямоту сюжета. И где-то оправдать конец – Дидро подал финал истории с более-менее правдивым исходом ситуации, как если бы это произошло на самом деле. Но мое впечатление чуть омрачилось неясным разрешением романа, я думала будет что-то кардинальное.

    Я выбрала чудесную начитку Вероники Язьковой с великолепнейшим музыкальным сопровождением, в котором были фрагменты музыкальных произведений И.С.Баха, Т.Альбинони, Б.Марчелло, Г.Перселла, Г.Аллегри и Ж.Дюфли. Голос Вероники был прекрасен и сочетался с голосом девушки, писавшей письма и рассказывавшей о своей судьбе. Мне не хотелось на этот раз ускоряться, а хотелось слушать со всеми паузами и неискаженными интонациями.

    33
    1,7K