Рецензия на книгу
Близнец тряпичной куклы
Линн Флевелинг
Аноним18 июня 2020 г.Детские страхи в фэнтезийной стране правящих королев, одиноких отцов, счастливых бисексуалов и прекрасных эльфов (начало)
Про что: принц Тобин (он же будущая королева Тамир) живёт свою (унылую) жизнь с 7 до 12 лет.
Действие происходит за 600 лет до событий про ох... офигенного эльфа Серёгу (и его жену).
(Приквел к «Найтранеррам» («Ночным странникам»).)
Не понравилось. В книге нет ничего, что могло бы удержать внимание: ни интересных персонажей, ни главгероя (вроде Серёги), ни правдоподобных событий, ни интересного мира (так как он не описывается).
Так же - разочарование. Автору вроде бы придумала мир без унижений по сексуальном и половому признаку, но на самом деле это только декорация. По факту у нас всё тот же старый мир с мизогинией, гомофобией, гендреными ролями и стереотипами. Как мы должны поверить, что главный герой может стать хорошей воинствующей королевой, если здесь быть женщиной постыдно и даже он сам уверен, что женщины - не воины. Почему в мире, где полгорода мужчин спит с другими мужчинами, обвинение в гомосексуализме могут быть оскорблением?
И почему, в конце-концов, женской би/гомосексуальности тут не существует?Как будто читаешь какой-то young adult с элементами взрослой фэнтези.
Интересная завязка. Сын умершей королевы захватывает трон вопреки наказу, чтоб во благо Скалы правили только женщины. Он убивает всех родственниц женского пола. Чтобы спасти его новорожденную племянницу, горстка несогласных убивает новорожденного близнеца девочки и магией меняет им пол, представляя негодяйскому королю якобы мёртвую девочку. Теперь мальчик Тобин живёт в глуши вместе с ненавидящей его матерью, а так же демоном-братом, который тоже стремится кинуть Тобину на голову кирпич при каждой возможности.
Вроде бы нас ждёт гендер-бендерн, но...
Опять НЕТ.
Книга искусственно затянута, полтома не происходит ничего. Вообще ничего. Мальчик Тобин одиноко живёт в каком-то облезлом замке, предоставлен, по сути, сам себе. Мать его ненавидит. Демон донимает. Отец, якобы любящий, всегда находит причины, чтобы быть подальше от облезлого замка (он, к слову сказать, герцог, запомните этот момент). Слуги, которых у герцога тут три с половиной калеки, настолько внимательно следят за единственным наследником (ГЕРЦОГА!), что однажды он уходит в лес, возвращается оттуда и это никто не замечает.
Т.е. полтома страхов, глюков, снов (опять!), которые никак не влияют на сюжет, абсолютно ничего не значат, никак не объясняются, а только утомляют.
В середине становится немного интересно, когда появляется юный сквайр Ки. У Тобина вместе с ним появляется что-то, похожее на полноценную человеческую жизнь.
Но дальше пошла какая-то нелепость и потом - опять уныние и уже обрыдшая магическая таинственность, разумеется, без какого-то объяснения.Отче Тобина супер-предсказуемо умирает в какой-то мелкой пограничной стычке и Тобин остаётся совершенно один, под защитой буквально нескольких слуг.Помните, что нужно было запомнить про то, что отец главгероя герцог? Так вот. Кто такой герцог? Это титул, выше которого только сам король. В нашем человечьем Средневековье люди с подобным титулом имели свои армии, чеканили свою монету и отправляли королям налоги в размере, который сами считали нужным, то есть, плевали на королей с высокой колокольни и подчинялись им только номинально.
Однако отец Тобина – какой-то в итоге голыш, не имеет ни друзей, ни сподвижников, ни родственников. Его единственный сын живёт в нищете на манер сельского рыцаря и защищают его в прямом смысле 4 человека. Хотя, вроде как, в начале нам говорилось, что герцог прославленный воин и богатый товарищ. Жена его, кстати, была сестрой нынешнего короля, дочерью прежней королевы и просто должна была иметь каких-то сподвижников!
(Кстати, почему первенца произвел под сороковник, когда он уже прожил среднестатическую местную жизнь? Чем он целую жизнь занимался? Нет, такое объяснение, как в книге, не годится. Это не болезнь, что боле-болел, а вдруг под старость прошло.)
Ну допустим, карта тут маленькая, от замка, где живёт герой, до столицы всего день пути, но тогда и король должен быть стеснён в ресурсах. Герцог с тремя калеками против короля с четырьмя сражаются за сарай за частоколом. Но нет же, король почему-то богат и опасен, а герцог - почему-то как церковная мышь.
Нелепость на нелепости ради создания драматизма.
Дальше.
Автор использует мир "Найтраннеров", как-то совершенно забивая на описание его. Наверное, предполагалось, что все читали про Серёгу и представляют, что тут да как. А как же те, кто не читал?
Для них расклад такой: вот тут главгерой живёт в какой-то дыре рядом с лесом. Ещё есть столица. В Пленимаре живут враги и некроманты. Они набИгают на нашу страну. А ещё чума.
Фрагменты мира сваливаются в кучу, без какой-либо систематизации, из-за чего мир стал похож на лоскутное одеяло.
Например, во вселенной появились... ДИМОНЫ и призраки. Оказывается, что если младенец сделает первый вздох, но потом умрёт, то он станет демоном. Странно, что в серии "Найтраннеров" ни слова о демонах. А тут про них прям все знают. В мире Флеввлинг демоны должны просто по улицам рассекать, выходит, там же смертность младенческая была как положено. (У нас "как положено" даже в начале 20-го века - это треть новорожденных закапывали.)
Не верю. Этот демон, в которого превратился брат героини, так же не вписывается в логику мира, как гомункул Себранн.
То же самое с призраками. В соседней серии про тот же мир - ни слова про них. Теперь они будут пытаться вас пугать целый том. И, опять же, ни слова как это всё работает.
(Да, не построив нового, автор ломает и старое. В книге эпизодически присутствует файе, который в 25 выглядит как ровесник персонажей, т.е. на 12. С каких пор файе так тормозят в развитии? Алек сидел рядом на пиру с двумя файе, которым было 25 и 30, и считал их ровесниками. Серёгу как раз в этом возрасте пытались казнить и в итоге отправили в ссылку как взрослого. А в рассказах из сборника ("Glimpses: A Collection of Nightrunner Short Stories") для Нисандра он в этом возрасте выглядит как 18-летний человек.)
Снова бессистемная магия. То работает, то не работает.До сих пор абсолютно непонятно, как так вышло, что в данном мире магические способности, представленные как наследственный признак, умудряются передаваться потомкам, при том что маги бесплодны?
Ведь в тексте говорится, что магия вся от файе. Пока они не наделали людям детей, магии у людей не было. Но человеко-маги бесплодны. Т.е не могут передавать гены/способности, т.е. РОЖАТЬ НОВЫХ МАГОВ.
И как только файе перестали делать людям детей, предсказуемо, маги кончились, потому что человечьи маги новых не нарожают.
Но маги всё равно откуда-то берутся, пусть и мало их. ОТКУДА? Ветром надуло что ли?
Ведь даже про пленимарцев говорится, что они получают новых некромантов, воруя файе, чтоб разводить их как животных. (Интересное добавление к миру, к слову.)
У Сапковского в "Ведьмаке" колдунская бесплодность объяснялась просто: это побочный эффект использования магии. Практикуешь магию - нет детей, не практикуешь - есть.
А тот - что-то непонятное. То наследственное, то просто какой-то рендомный талант проявился.Опять вопрос целибата магов (Оресковой школы) не раскрыт. Как бы секс лишает магов силы… но не всех.
Т.е. как бы нельзя, но на самом деле можно.
Особенно если ты мужчина.
Арконелю тутошнему можно. Нисандру, Теро из «Найтраннеров» - тоже можно. А вот маго-женщинам – нет. Ия, Магьяна – вы сидите, вам нельзя. Вы женщины.
Похоже, в мире фэнтези кроме Джо Аберкромби никто до сих пор не решился дать героиням сексуальную свободу.
И тут мы приезжаем… к сексизму и стереотипам. Которыми полна эта книга.
Женщины в книге – исключительно на стереотипных «женских» ролях.
Колдунья, мать, прислуга… Не смотря на то, что, вроде как в их мире вот только что (лет десять назад) женщины сражались наравне с мужчинами на войне и вообще ничем не уступали им.
Т.е. пришёл некий король-женоненавистник, перестал брать женщин в армию, и всё… резко настал махровый патриархат, все достижения резко забыты и быть женщиной стыдно.
Серьёзно?
Ну да, в Афганистане такое было, но там вся страна скопом обрушилась в Средневековые (и до сих пор там находится).
Опять главное мерило ценности женщины - красота. Как описывается мать Тобина , первая молодая героиня, появившаяся в кадре? (Две первых были старухами, что их описывать, как понимаете.) Что она очень красивая. Всё. Больше мы про неё ничего и не узнаем. А, ну ещё она сошла с ума, когда убили одно из двух её новорожденных, которых она родила от мужика в два раза себя старше, за которого её выдали замуж по финансовым соображениям. Ну а что ещё ждать от женщины? Быть красивой и безумно любить детей, не важно даже от кого пришлось их родить, хоть от чёрта морского. Не человек живой, а просто матка на ножках. (По невменяемости напоминает бывшую Ниала из третей книги про "Найтраннеров." Какое-то тело, которое творит дичь, чтоб было.)
Это спойлер из следующих книг, но ещё один смешной стереотип от Флеввлинг: женской гомо/бисексуальности не бывает.Принц Тобин (впоследствии) не интересуется девушками. Потому что Тамир – чётко гетеросексуальна. (Это при том что она находится в исправно функционирующем мужском теле.) Абсолютно все героини в книгах Флеввлинг – гетеросексуальны. Бисексуальность доступна только мужчинам.
Потому что только они способны на полноценный половой акт, да?
А женщины - нет. Поэтому и испытывать влечение друг к другу не могут. Ага. Ага... Ой, что это по мне ползёт? Господи, это плесень! Читая это сборище вековых стереотипов, я просто покрываюсь плесенью!И если полистать книги дальше, столкнёмся со смешной вещью: в произведении про сильную женщину нет ни одной сильной женщины. Вокруг Тамир - только мужчины. И сама она - по сути, мужчина, которого в один момент просто превратили в женщину и заставили с этим смириться.
Возвращаясь к героям. С ними опять проблема. Герои опять никакие и ведут себя в угоду сюжету.
У хороших персонажей мотивация ограничивается: «это предначертано/бог велел/так суждено», а у плохих: «я плохой».
Очень дешевый трюк.
Это при том что «боги» в данном мире не существуют как доказанные сущности. Это просто выдуманные людьми сверх-существа, которыми можно оправдать любой произвол. (Или авторскую лень.)
Но их некая «воля» является достаточным обоснованием для действий всех, кроме «плохих».
Хоть бы один персонаж сказал что-то логичное вроде: "Нехороший человек хочет захватить мир и сделать всем хуже, а я хочу не дать ему это сделать, потому что не хочу, чтобы люди страдали".
Нет. Только "так надо", "так предначертано" всю книгу.
Со стороны все выглядят как религиозные фанатики. Разница лишь в том, какой бог кому велел. Скаловцам - местный аналог Зевса/христианского бога, колдунье из леса - её Мать.
(И ещё бы неплохо было, если бы автор объяснила, как в её мире одновременно уживаются монотеизм, многобожие и реинкарнация.)Главный герой не вызывает ничего, кроме скуки, потому что у него нет никакого заметного характера. Он всю книгу либо боится, либо смотрит букой, либо удивляется чему-то. Нет, дело не в возрасте, ведь здесь условное Средневековье со средним сроком жизни в 30 лет. Герой, по сути, треть жизни прожил, но выглядит как никчемный современный ребенок, с которым и обращаются аналогично. И нам нужно поверить, что потом он станет великим воином. Поверить в это невозможно.
Их прочих персонажей кое-как выделяется только колдунья Лель и немножко Ки, который, впрочем, впоследствии превратился в дурака.Итог: невнятно, затянуто, скучно, стереотипно. Нет желания читать дальше. (Есть желание полистать. Да, дальше всё так же скучно, затянуто, стереотипно и предсказуемо. Ки своей реакцией на трансформацию Тобина вообще убил и съел.)
Содержит спойлеры10688