Рецензия на книгу
Annihilation
Jeff VanderMeer
Disappeared_sun16 июня 2020 г.В последнее время в моих рецензиях проглядывается одна удивительная тенденция: я придираюсь даже к мелочам. Я не писатель, но могу предположить, как тяжел труд любого творческого человека. Всем, как говорится, не угодишь, а даже самая ужасная книга обязательно найдет своего читателя. Отсюда следует лишь один вполне логичный вывод: литература субъективна.
Читательский вкус формируется с годами: одно время нам интересно фэнтези, потом оно надоедает, и мы легко переключаемся на что-то другое. Литературные интересы соответствуют нашим потребностям: в книгах мы ищем ответы на вопросы, которые не можем найти сами или отдых от череды несуразиц в нашей жизни. Не существует ужасных или второсортных жанров: классика бы давно всем опостылела, если бы не существовало жанров, благодаря которым можно было бы отдохнуть. Точно так же не всякий человек, на протяжении всей своей жизни читающий исключительно серьезную литературу и чрезвычайно этим гордящийся, не всегда самый умный, а "двоечники-тунеядцы", который увлекают только комиксы, в будущем становятся гениями. В литературе объективизм сведен к минимуму, и очень многое завязано именно на наших впечатлениях. Что-то отзывается в наших душах, хотя написано из ряда вон плохо, а что-то, наоборот, написано очень хорошо и содержит прекрасную почву для размышлений, но нам не нравится. Приблизительно такая история и приключилась с "Аннигиляцией" Джеффа Вандермеера.
В сложившейся ситуации определенно виноват мой (эээ) друг (???), который подсадил меня на одноименный фильм, который должен был быть снят именно по роману. Режиссерская версия этой истории нас чрезвычайно захватила, и, в итоге, каждому из нас нужно было каким-то чудом выйти из нелегкой ситуации: найти способ окунуться в этот мир снова. Мой друг (-_-) далек от мира книг, а я ему близка - он пересматривает "Аннигиляцию" по десятому кругу, я предпочитаю знакомиться с первоисточником.
Прошу обратить внимание людей, которые смотрели фильм, как и я, раньше, чем читали книгу, и решили-таки обратить внимание на творчество Джеффа Вандермеера, на тот факт, что эта история хоть и идентична режиссерской, но совершенно от нее отличается. Режиссер сохранил лишь сам факт существования некой зоны Икс и некоторый любовных взаимодействий между главными героями, остальное лишь отдаленно смахивает на события, изображенные в книге.
Начнем разбор произведения непосредственно с действующих лиц - у них нет имен. Нам лишь указывают на факт существования неких абстрактных героев: антрополога, топографа, психолога, — фактического лидера и биолога — нашего рассказчика, а также ее мужа. Довольно необычный авторский ход, и, судя по другим рецензиям на эту книгу, далеко не всем он пришелся по душе. Когда мы читаем книги, мы, как правило, знаем имена героев, которые делятся с читателями своими историями. Имена - ключ к знакомству и дальнейшим отношениям в нашей жизни, что работает и в книгах. Поэтому для других читателей было больно наблюдать за безличными героями, но мне (помним, что литература субъективна!) - нет! С моей стороны, это потрясающая авторская задумка, и, хотя поначалу мне тоже было непривычно, в дальнейшем герои без имен заиграли новыми красками.
В условиях странных экспедиций, когда информация, данная главной героине чрезвычайно мала для понимания происходящего, отсутствие имен только играет автору на руку. Мне кажется, что это отличный способ подчеркнуть все специфику, в которой они оказываются, а аргумент
- зачем, если через пару дней в живых из них останется только топограф?... "Никаких имен, все лишнее должно остаться в стороне и не отвлекать от выполнения поставленной задачи."
вполне исчерпывает мое любопытство. Герои оставили свои "имена дома". Так говорит автор, и, пожалуй, именно с этих загадочных фраз, которыми пичкали мое воображение на протяжении всего повествования, началась моя любовь к этой книге.
Слог автора идеально подходит для научной фантастики: колкие, обрывочные фразы и минимум откровений, которые, лишь появившись, сразу исчезают, словно блуждающие огоньки. Но я совершила ошибку, которую мне в дальнейшем довелось исправить: я сравнивала Джеффа Вандермеера и Уилки Коллинза, которого я прочла до этого. Совершенно глупый и чисто инстинктивный поступок, который мог рассорить меня с американским фантастом, так толком и не познакомив. Эти два человека теперь занимают почетное место в моем сознании, но тогда только огромные описания, подвластные Коллинзу, могли взбудоражить и привлечь меня. Я недоумевала: "Как может книга, по которой потом сняли шедевр, быть настолько второсортной и неважной? Я отказываюсь в это верить, но - Господи! - что за ужасные диалоги, сколько пафоса в описаниях башни и других вымышленных мест, фу, верните мне мою "Женщину в белом"! Помогите! Не могу это терпеть, пусть это прекратится!" Не знаю, взял ли Джефф Вандермеер себя в руки и стал писать по-нормальному или я настолько привыкла к его слогу, что со временем мне стало совершенно все равно на высокопарные словечки, ну их, когда на каждом шагу можно встретить чудесные цитаты, каждая из которых - неограненный алмаз литературы:
Отсутствие достоверных ответов - признак того, что мы так и не научились задавать нужные вопросы. Наши инструменты бессильны, методология - ущербна, мотивы - эгоистичны.Когда мне попадались подобные фразы, я делала миллион скриншотов на телефоне, и до сих пор у меня рука не поворачивается их удалить - они мои, мысли главной героини настолько совпадают, находятся в резонансе с моими собственными, что мне уже было совершенно все равно на жирные авторские ляпы, которые нужно все же упомянуть в этой рецензии, чтобы меня не замучила совесть.
Архитектура произведения совершенно не соответствует принятым в литературе стандартам. Эксперимент автора кому-то могут прийтись по душе, а кому-то - нет. В принципе, с "Аннигиляцией" нужно вообще быть осторожным: субъективщины здесь больше, чем где-либо еще.. Делайте выводы сами, я свои уже давно сделала и менять позицию не собираюсь (°▽°)!
Продолжаем разговор - мир совершенно не прописан. Включу ненадолго режим критика и скажу, что Джефф Вандермеер словно решил вывалить все мыслимые и немыслимые человеческие фантазии и вывалить получившуюся субстанцию в один огромный котел. С названием тоже не стоит заморачиваться: а назовем-ка его зона Икс! Мне опять-таки все непонятное наоборот по душе, но довольно низкая оценка на ЛайвЛибе говорит сама за себя - мое мнение явно в меньшинстве. Открытый финал смог расстроить даже меня, потому что автор под конец книги начинает нагнетать обстановку и когда ты уже превкушаешь масштабного конфликта, который просто размажет тебя по стенке и выкинет из колеи обывательской жизни, Джефф Вандермеер лепит мне прямо в лицо развязку, в которой ничего не развязывается! НОРМАЛЬНО ВООБЩЕ??? Потом я, конечно, помониторила, что "Аннигиляция" - часть трилогии, так что, вполне вероятно, (я уже готова ко всему), это намек на продолжение. Но так книги не бросают, мне было ужасно обидно, что такой красивый и пугающий одновременно мир никак не оправдывает свое существование.
В любом случае, надеюсь, я смогла вполне логично изложить свои мысли, а выводы предстоит сделать вам самостоятельно!
35768- зачем, если через пару дней в живых из них останется только топограф?... "Никаких имен, все лишнее должно остаться в стороне и не отвлекать от выполнения поставленной задачи."