Рецензия на книгу
Икар
Альберто Васкес-Фигероа
Аноним15 июня 2020 г."...судить о силе характера человека следует не по его поведению в момент триумфа, а по его способности противостоять неудаче."
Двоякое впечатление оставила эта книга. Попытаюсь как-то собрать в кучку свои ощущения.
Начну с того, что о высочайшем в мире водопаде Анхель я знаю со школьных времён. И о том, что назван он в честь открывшего его лётчика, тоже знала. Но почему-то никогда не интересовалась тем, при каких обстоятельствах совершилось сие открытие, и что за лётчик такой, и вообще. Даже в какой конкретно стране Южной Америки расположен упомянутый водопад, и то не в курсе.
И тут эта книга. Я уж не знаю, сколько в ней достоверной информации, а сколько художественного вымысла (надо погуглить). Но, думаю, в общих чертах можно верить приведенной здесь биографии Джимми Эйнджела.
Да-да, он был Эйнджел (это уж испаноязычные латиносы стали произносить на свой лад - Анхель) и он был американец. И искал он вовсе не водопад, а сокровища. Но такова уж была судьба Джимми, что он нашёл то, чего не искал, но что упорно искали некоторые другие исследователи - легендарную Мать всех рек, падающую прямо с неба.Книга повествует о поисках сокровищ в дикой, малолюдной и неизученной части Венесуэлы. Рассказ охватывает много лет, целую жизнь, посвященную полетам и приключениям, надеждам и мечтам, многочисленным неудачам и новым попыткам. Эта книга о таких смелых, настойчивых и целеустремленных людях, каких не часто встретишь.
Фактически, это чистейший приключенческий роман, но я почерпнула кое-что новое для себя не только об Эйнджеле, но и о Южной Америке.Что же мне не понравилось? А не понравилась мне манера изложения, авторский стиль. Словно книжка для детей или для людей без воображения. Но вот некоторые эпизоды совершенно точно не для детской литературы. Взять хоть ночь с медсестрой...
История рассказывается от третьего лица, неким "закадровым голосом". Это подразумевает некоторую степень отстраненности. Но на деле меня, как неразумное дитя, все время пытались впечатлить. Нагнетание ужаса ситуации путём переноса каждого последующего предложения в новую строку, многочисленные восклицания и вся интонация в духе "Представьте! Нет, вы только представьте! Это же ужас!".
Мне это кажется странным, я привыкла, что это всё до меня доносят не буквально, а с помощью литературных выразительных средств и моего воображения. А тут чувство такое, словно меня взяли под локоток и, сделав большие глаза, страшным шепотом рассказывают байку на ночь.
Вода.
И снова вода.
Воды все больше и больше.
В реке.
В месиве под ногами.
В воздухе.
Вода пропитала кожу, все тело и кости.
В целом, как мне кажется, приём довольно удачный, но автор им злоупотребляет.
Возьми любое дерево: оно ничуть не приметнее соседнего.
Любая ветка похожа на тысячи других.
Любой лист ничем не выделяется среди миллионов подобных.
Любой просвет — копия предыдущего, а следующий — такой же.
Сельва куда однообразнее пустыни и даже моря.
От этого однообразия голова идет кругом, и впору сойти с ума.
Однообразие сельвы доконало многих; змеи, пауки или ягуары и то сгубили меньше народа. и ещё
Только вот сил оставалось все меньше.
Приступы лихорадки и дизентерия подтачивали даже душу.
Амебы прочно обосновались в желудке.
Язвы на ногах загноились до нестерпимости.
Однако это сейчас не имело значения!
Вопреки всем предсказаниям они одержали победу.
Большую победу. и опять:
Конец реке!
Конец сельве!
Конец привычной жизни, которую никто, кроме них, не понимал! Дальше - больше.
Однако этот старый кусок металла, тысячу раз чиненый-перечиненый и столько же раз ломавшийся, не реагировал: казалось даже, что он плачет маслом, сознавая свое бессилие.
Машина была смертельно больна.
Груда металла агонизировала.
Еще сопротивлялась, но уже практически испустила дух.
И истерический апофеоз
...весь остальной мир будто замер, наблюдая за трагедией, которая вот-вот должна была разыграться в самом далеком и пустынном краю земли.
Пропел ветер.
Просвистел в ушах.
Провыл.
А самолет дрожал всем корпусом.
То ли от холода, то ли от страха.
Он терял скорость. Терял инерцию.
А каменная стена неотвратимо приближалась.
Боже! Боже! Боже!
Тень смерти с косой в руках бежала, запыхиваясь, по скользким камням гвианского тепуя, ожидая падения своей крылатой добычи.
Они могли ее разглядеть — мелькающую в тумане костлявую физиономию и развевающийся черный плащ.
Господи! Господи! Господи!
Сейчас они разобьются!Короче, довольно скоро меня утомил этот стиль изложения. Я, вопреки стараниям автора, с трудом могла проникнуться тяготами и лишениями героев. Ну не могу я всерьёз воспринимать историю, изложенную в такой завывающей манере. Приходилось периодически откладывать книгу и представлять себе, что же пришлось испытать её персонажам.
На любителя, в общем.А сам роман очень даже интересен и познавателен. Рекомендую любителям приключений и географии.
19303