Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder as a Fine Art

David Morrell

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июня 2020 г.

    Как и происходит по жизни у книжной дамы  легкого поведения в моем лице, все в очередной раз началось с переплета. С такого красивого, что в зобу дыханье сперло,  а сердце пустилось  отбивать чечетку.
    И еще  с буковок,  выведенных  на этом переплете   столь же изящно, как  гласило  первое  слово  названия.
    Добавим сюда аннотацию, в которой намешаны одна из любимых эпох и увлекательная интрига 1811/1854 год, Лондон, зверские убийства..., и имеем очередной минус в кошельке.
    Впрочем, была еще одна причина. Зачин сюжета  на фоне совсем свежих тогда впечатлений от "Алиениста" подтолкнул в сторону Моррелла еще сильнее. И надо сказать, что какие-то общие детали в атмосфере ощущались, да. Как знать, может автор слегка вдохновлялся творчеством Карра? 
    Итак, добро пожаловать в викторианский  Лондон.  В Скотленд Ярд, где пока еще нет Лестрейда, но есть констебль  Беккер и инспектор Райан, с  горячностью преданные своему делу.
    И когда они сталкиваются с убийствами, копирующими убийства 1811 года на Рэтклифф-хайвей реально произошедшее преступление, помогает им...не Шерлок Холмс, нет. В расследовании ассистирует Томас де Квинси, писатель и опиумист, прославившийся своей  "Исповедью англичанина, употребляющего опиум", а также известный по эссе "Убийство как одно из видов изящных искусств". Это эссе посвящено преступлениям на Рэтклифф-хайвей и именно им, похоже, вдохновляется нынешний преступник.
    Если только преступник... Не сам де Квинси? Ведь текст пестрит настолько реалистичными подробностями,   что складывается впечатление, будто Любитель Опиума сам присутствовал при трагедии. 

    В целом смело могу сказать, что понравилось. Захватило, черт побери! И еще как. А идея сделать протагонистом реально существовавшего человека  пусть и не шибко  оригинальна, но здесь, имхо, сыграла на пять баллов и добавила сюжету эдакий градус колоритного перчика. Вольностей конечно может быть вагон: реального де Квинси ни  видеть, ни знать почти два века спустя возможности нет, и в книге там явно к нему присовокупили кучу черт всяческих известных литературных сыщиков жанра ради.     Но в первую очередь это именно литературный персонаж, наделенный чертами прототипа. Видение автора. И в таком ключе не вижу смысла иметь что-то против. Я кстати после трилогии Моррелла искренне заинтересовалась и самим де Квинси, и его небезызвестными эссе. Но вот руки как-то не дошли изучить вопрос объемнее... А надо бы. Особенно как любителю Шерлока. Как пишет Моррелл, если  де Квинси в свое время вдохновлял По, а творчеством По вдохновлялся уже Дойль, то и появлению одного из самых знаменитых сыщиков в истории литература частично обязана господину опиумисту.
    Что еще в книге понравилось? Эмили.  Люблю таких как Эмили. Не знаю, какой дочь де Квинси была в реальной жизни, но на этих страницах образ умной и сильной духом девушки, решительно выступающей своим характером  против стандартных для девятнадцатого века "женских стереотипов", удался потрясающе.
    Что не понравилось: немножко хромает язык. Или перевод. Или все сразу.
    Какие-то неуклюжие фразы и повторялки местами, о которые спотыкаешься. И  нарочитая... театральность, что ли? - в тексте  иногда присутствует. Но это все не столь катастрофично на фоне общей добротности сюжета.

    6
    252