Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июня 2020 г.
    "Снова с неба падают звёзды,
    Снова загадать не успею.
    Жить мне, вроде бы, и не поздно.
    Только, просто так... Не сумею..." (А. Розенбаум)

    Наверное, не стоило читать этот роман сразу после "Искры жизни", "Возлюби ближнего своего" и параллельно с "Триумфальной аркой" (да, я ушла в Ремарка с головой). Понятно, что по сравнению с тяготами, выпавшими на долю героев этих произведений, все сложности, испытываемые персонажами "Жизни взаймы", кажутся какими-то несерьёзными.
    Главная героиня - Лилиан Дюнкерк, ей 24 года. Она больна туберкулёзом (надо думать - смертельно больна) и находится на лечении в швейцарском санатории. И так ей всё там обрыдло, в этом швейцарском санатории, с его трёхразовым питанием, заботой врачей, горами за окном, что, познакомившись с французским гонщиком Клерфэ, который приехал навестить друга, она решает уехать с ним куда глаза глядят. Всё равно, как говорится, жизнь не мила.
    Клерфэ старше Лилиан, ему уже 40, и жизнью своей он тоже ни разу не дорожит.
    Клерфэ мне был не интересен, а Лилиан неприятна. Мы не видим, как мучается от туберкулёза героиня, зато автор подробно описывает поглощаемые ею с большим аппетитом дорогие кушанья и алкоголь в дозах, которые и здорового-то человека подкосят. Приехав с Клерфэ в Париж, она отправляется к дорогому кутюрье и заказывает у него около десятка платьев, счёт за которые посылает своему дяде (он распоряжается деньгами, оставшимися ей от отца, и при виде этих счетов чуть не теряет рассудок; мне было его по-человечески жаль...). Понятно, что Лилиан пытается прожить оставшееся ей время так, как считает комфортным для себя, пытаясь при помощи спиртного и обновок унять страх перед приближающейся смертью. Но всё равно героиня не вызвала у меня никаких положительных эмоций. Она избалована и эгоистична, она цинична и резка. И в её "внезапно вспыхнувшую любовь" к Клерфэ я не поверила.
    На страницах произведений Ремарка часто можно встретить внутренне искалеченных людей, тех, кого жизнь и обстоятельства исковеркали, перебили пополам. Их жаль, им сочувствуешь. Но в этом романе автор показывает своих героев только в настоящем времени, практически не открывая завесы над их прошлым, и ты не понимаешь, почему они ведут себя так, что сделало их такими. И, следовательно, не проникаешься к ним симпатией и не сочувствуешь.
    Ведь жить одним днём можно по-разному. Так живёт в Париже и герой "Триумфальной арки", немецкий эмигрант доктор Равик. Из-за отсутствия паспорта он не может легально работать, не может снять квартиру и вынужден ютиться в третьесортных отелях, чьи владельцы готовы закрыть на многое глаза. Поэтому все зарабатываемые деньги (небольшие проценты, которые ему платят за виртуозно проведённые операции) он тратит на еду в хороших ресторанах, на цветы и подарки для любимой женщины. Но при этом он ЖИВЁТ. С болью в сердце, со сновидениями, полными кошмаров, но живёт, оставаясь человеком, чьё сердце готово сострадать, а руки - помогать и пытаться спасти хоть кого-то. Как мне понравился этот герой!
    Лилиан и Клерфэ тоже живут одним днём. Но жизни в них нет. Они просто ждут каждый своего конца, ежедневно приближая его (она - пренебрегая лечением и ведя губительный для себя образ жизни, он - участвуя в опасных гонках и тоже не являясь аскетом в возлияниях). Я понимаю, так тоже бывает и, к сожалению, намного чаще, чем нам порой кажется. И по этой причине "Жизнь взаймы" - совсем не моё произведение; дочитывая его, я ловила себя на мысли, что мне уже просто хочется знать, кто из героев умрёт первым. И от этого становилось тошно...

    18
    2,1K