Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    Kropotkin12 июня 2020 г.

    Необходимый дебют (делать что должен...)

    Алексей Поляринов честно говорит о том (импонирует открытость), что ему было необходимо завершить эту книгу (закрыть историю), т.к начни он всё сначала (после тупика в повествование с детством), возможно дебют и не состоялся.

    Поляринов знает о всех слабых сторонах романа: обилие "толстых" отсылок к книгам с их непременным названием, разветвленность сюжетов при слабой наполняемости персонажей жизнью, хотя по словам автора черновики были по объему гораздо больше книги, и даже пришлось повоевать с издательством, т.к было желание уменьшить количество страниц. Возможно мы могли увидеть, американскую (русскую) книгу обо всём, великий толстый роман (ну вы поняли). Мне в глаза бросалось больше другое, фальшь в истории, когда сквозь 90-е просвечивали будущие 2000-е.

    Как пример использование выражения "испанский стыд" Ниной (мать Петро и Егора) в 90-х, которое тогда не было в обиходе от понятия "вообще". Воспоминания 13-летнего подростка о картине "Щегол", хотя где он мог её увидеть, в каких энциклопедиях, не ясно. Допустим он увидел в западном аналоге мифического журнала "Искусство и жизнь" работу Фабрициуса, но миньоны (как характеристика поддакивающей массы) откуда то в 90-х? Выглядит всё это как не подчищенные "хвосты" в создании атмосферы времени. Эти детали, они как на зло лезли в глаза, как фальшивые ноты раздражающие слух.

    Есть и невнимание к тексту, беру очевидный пример. Описание дома родителей Нины "жили в двадцати километрах от Рассвета ... в собственном одноэтажном доме", и спустя пару десятков страниц "и однажды утром, лежа в постели, мучаясь от нестерпимой жары и слушая грустную мелодию фортепиано с первого этажа, я вдруг понял..." что в доме у нас второй этаж хочется тут приписать (либо моя постель в подвале).

    Сюжет держит к сожалению только первую часть романа, дальше он перестает быть неожиданным, становится чем то уже много раз "виденным, прочтенным, обдуманным, слышанным".
    Тема романа тревожное бессознательное свойственное поколению которому пока не все равно, но мы же сейчас не о политике. Но и говорить об этом языком "махровых" анекдотов и с позиции начальник всегда дурак неотесанный по-моему как то устарело ( ладно ещё Артуро Бандини сто лет назад чихвостил начальство за их ограниченность, а вот как быть с умными и обаятельными пиксельными квадратами, хотя и этот типаж в литературе встречался). И самое обидное, что =============>>>

    Мы так и не узнаем:

    • причину любви к нефильтрованному пиву учителя алгебры СС ( я ждал эту небольшую историю, ведь чувство юмора у автора имеется).
    • что стало с коллекцией неполноценных книг Грека, и как поживает его брат уехавший на учебу в Японию.

    что за письма отправлял Косарь (в дальнейшем мы узнаем, что в Германии у него никаких связей остаться не
    • откуда в поселке Рассвет взялся школьный психолог ( просвечивающиеся 2000-е? Сомневаюсь что и сейчас он там есть ).

      Мы узнаем:

    • Что третьего пруда не было, и что (голосом Косаря) "я ведь могу сказать всё, что придёт мне в голову. Например, что третьего пруда не существует потому, что автор проекта ненавидел цифру три" (ухмылка Косаря), или "это своеобразное послание в вечность".
    • Что Косарь это существо пострашнее Пифии (из Матрицы) и Сфинкса (из Фив) вместе взятых.
    • Как болезнь "грязных рук" свяжет все нити в одну звонкую струну.

      И многое многое другое можно было бы расставить по условным углам.

    ам.

Этот роман полон запоминающихся моментов и деталей, припорошенных ответов и отсылок к связи между персонажами.

Увлечения фотографией отца Нины, совместного придумывания рассказов Петро и его мамы, да и ощущение от всего детского периода Поляринова как от "светлячка который живой, и светится", сокровенное и честное. Ну и секретный чат Егора и его .... Наверное главное противостояние мира романа: мать и Петро (озера, Портные), отец и Егор (стены, камни).

К месту вписаны в текст и притчи. Всего их в романе четыре. "Графт и сердце", "сказка без названия", "Путешествие камней", "Колесо решений". Смесь Оскара Уайльда и советской киноклассики "Убить дракона", "Каин XVIII" (эпизод с комаром, метафора научного открытия, и обморок профессора это то состояние Егора которое так хотел показать Поляринов ). Да по ним можно выпускать книгу комиксов, думаю это было бы востребовано среди читателей.

В общем создание романа напомнило небольшой ролик "Пильщик" снятый в эпоху Люмьер. В нем человек играет на тромбоне с привязанной к кулисе пилой, что даёт ему возможность одновременно пилить бревно. Роман вышел, я рад что он есть, т.к это труд, вложение сил и времени, с результатом - дебют состоялся. Уверен пила больше не понадобится.

12
624