Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2020 г.

    El sueño de la razón produce monstruos

    Удивительно мощная книга. Да, все это просто, да полно роялей кустах и по-болливудски достоверных переходов (в той же "Джейн Эйр" простить их автору я не смог), но какой-то ударный заряд искренней увлеченности автора искупает то, что теперь явно считалось бы недостатками. Язык хорош (мне вот интересно - уж больно он похож на современный стандартный английский, неужели так мало поменялось?), это то, что называлось когда-то беллетристикой (без совремнных негативных коннотаций), когда гладкий стиль и интерестный сюжет гармонично дополняют друг друга.

    История эта стала архетипом не просто так – оказалось, что можно выбросить все подробности и оставить сумрачного гения, создающего зловещую жизнь, и при этом идея останется поражающей воображение. Но мне всегда интересно посмотреть не на то, что и так всем известно, а на приметы времени и старые идеи. Вот и здесь ворох интересного – от того, как англичане представляли (и воспринимали в путешествиях) Швейцарию и Италию, до увлечённости Востоком, проникшим даже в мрачную историю о биороботе.

    Легкий российский след тоже интересует – в версии 1831 года, которую я читал, действие начинается в Петербурге, затем перемещается в Архангельск, а ближе к концу книги жутковатая погоня развивается в мрачной, занесенной снегом России, по которой герои несутся все ближе к полюсу. Собственно, полярные аллюзии пронизывают книгу, не удивительно, что так многих англичан тянуло к белому безмолвию (вспомним хотя бы Франклина, Скотта и Шеклтона).

    Занятно и то, что автор, рассказывая о швейцарце с немецкой фамилией, не забывает переместить действие (под крайне надуманным предлогом) в Англию и Шотландию, задев по касательной даже Ирландию. Любопытно и то, что посетив Оксфорд, герои вспоминают в первую очередь то, что этот город был столицей Карла I во время английской гражданской войны. Ко времени написания романа это было хотя и старой, но довольно животрепещущей историей, оказывается.

    Монстр интересен. Он демагог и убивец, но чего, собственно, ждал от него Франкенштей? Зачем создавал? Мотивация – не конек автора, да и не нужна она в готическом романе. Интересно и то, что, требуя создать себе подругу, монстр хотел с ней отправиться в незаселенные места Южной Америки. Еще один штрих к воображаемой географии автора.

    Сам Франкенштейн при этом ужасно напоминает героев прочитанной недавно книги Зигфрида Цилински (из той же поры романтиков), которые били себя током и пытали свои глаза в поисках научных законов. И книги Виктор Франкенштейн читал знакомые – те, что со смаком описывает Эко в «Маятнике Фуко» . Живучая какая традиция, с ума сойти.

    Всегда удивляюсь, когда вижу, что безыскусность в сочетании с искренностью может давать такие великолепные результаты. Саспенс ожидание восьмифутовой твари, скользящей за героем по Европе, пробирает и сейчас. Ночью читать как-то неуютно было, ей-богу.

    61
    1,5K