Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

День рождения Инфанты. Сказки

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Aedicula29 февраля 2012 г.

    Запись на полях: Инфанта - женская форма испанского титула наследственной принцессы королевского двора.

    Не будет мне покоя, пока не напишу рецензию, этой восхитительной, но больно пронизывающей сказке. Из разряда сказок, оставляющих след на душе, тягучий, более напоминающий ссадину, не дающую о себе забыть и пламенно болящую при прикосновении.
    Тема для читателя не новая, как не новая и в творчестве Уайльда - красота душевная, заточенная в уродстве и надменное уродство, горделиво прикрывающее лицо маской красоты.

    Инфанта прекрасна, избалована и, если обратить внимание, ограничена не только отцом, а также дядей и гувернанткой, от мира окружающего стены дворца. Она не видит смерти (ведь доступ в склеп имеет только ее отец) поэтому ей не ведома печаль, горькая печаль вечной разлуки, которую вызывает смерть, с детьми она играет только по праздникам в честь дня своего рождения, она не ведает о том, что творится в ее государстве - не о повешенных цыганках, соплеменники которых услаждали ее слух. Даже уродство, вызывающее у людей сожаление, вызывает у нее, собственно, как и у всей элиты ее круга, лишь потеху. Вся красота что окружает Инфанту также надменна, горделива и принимает только красоту, живет только красотой!
    В общих чертах история ограничения Инфанты от окружающего мира, полного человеческих страданий, напоминает легенду Сиддхартхи, единственно, в исполнении Уайльда, этот большой пробел в мировозрении Инфанты, не привел ее к мудрости, сколько наоборот, обнажил покалеченную сущность принцессы, никогда не испытавшей жалости и сострадания.

    Дальше...

    Карлик - дитя природы, искреннее и доброе, он всецело поглощен своим счастьем, своей влюбленностью в Инфанту! Весь мир, все что знает, он готов разделить с Инфантой, и вот различие между его мечтой и реальностью - он видит ее равной себе, разделяющей с ним радости и игры.

    и, когда Фиалки кротко заметили, что, хоть он и бесспорно очень некрасив, но ведь это же не его вина, - Герани довольно справедливо возразили, что в этом-то и заключается главный его недостаток, и нет основания восхищаться человеком потому только, что он неизлечим.

    Когда даже сад отторгает уродливого карлика, счастливого уродца принимают только ящерицы и птицы - ведь они не раз голодали зимой и знают добрую душу карлика, и благодаря свои добрым поступкам он для них не так уж уродлив.

    Реальность в виде зеркала расставляет всех по своим местам. Снимает маски и ухмыляется сказке, что дескать, чудеса откладываются. Карлик же, поняв, насколько он ошибался в себе, насколько ошибся в Инфанте, понимает, что ошибся во всем, даже в том, что просто родился на свет.


    И Инфанта нахмурилась, и ее прелестные губки, подобные розовым лепесткам, покривились в очаровательной презрительной гримаске. - Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть! – воскликнула она и убежала в сад.

    Вспоминая мысли печального короля, мы можем оправдать Инфанту. Она, бедное дитя, рано лишавшееся любви матери, не успев научится у нее той нежности и ласки, которую так любил король. Но видя, что с нее растет - внешнее напоминание матери, но совершенное бессердечие внутри, король печально закрывает глаза...

    На втором плане сказки, мы видим как поднимаются ростки будущего переворота. Дон Педро, подозревается в убийстве королевы и в этом есть логика - смерть королевы сразила короля, превратив его в слабого, безвольного старика, имеющего одну отраду, маленькое напоминание о жене, Инфанту. Глядя на отношение к дяде Инфанты, можно предвидеть, что она вполне может стать его сторонницей - она его больше понимает и разделяет, и растет такой же бессердечной и жестокой.


    Есть версия, что именно картина "Менины" Веласкеса вдохновила Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения Инфанты».
    28
    114